Глава 11.технологии создания электронных учебников и задачников

11.1.Типы электронных учебных пособий и их специфические особенности

Классификация компьютерных педагогических средств учебного назначения (ПСУН) окончательно еще не сформировалась. В различных публикациях, как правило, употребляются свои термины. Некоторые авторы пытаются создать общую классификацию, включающую в себя все возможные компьютерные наработки, связанные с процессом обучения в той или иной форме. Отметим, что между различными видами ПСУН нет четких границ.

Мы будем рассматривать только программные средства (комплексы), предназначенные для решения определенных педагогических задач в конкретной предметной области и ориентированные на взаимодействие с учащимся.

Средства, используемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, такие как текстовые и графические редакторы, системы автоматизированного проектирования (САПР), системы программирования, экспертные системы и другие, не относятся к ПСУН.

Исходя из видов традиционной учебной деятельности ПСУН можно разделить на следующие виды.

Компьютерный учебник (КУ)носитель учебной информации для подготовки по определенной дисциплине, содержание которого должно быть достаточным для изучения ее в полном объеме. Кроме учебной информации компьютерный учебник должен содержать модуль проверки усвоения этой информации: как минимум – вопросы для самопроверки; как максимум – тренировочный модуль (с элементами доучивания) для проверки теоретических знаний.

Компьютерный задачник (КЗ) (компьютерный практикум) – ПСУН для отработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области. Понятно, что без модуля учебной информации обойтись будет невозможно, так как обращение к ней необходимо, когда возникают трудности при ответах на вопросы, решении задач и др.

Компьютерные «деловые игры» (КДИ) – ПСУН для формирования практических умений и навыков, прагматических знаний в результате коллективного решения поставленной задачи.

Компьютерная система контроля знаний (КСКЗ) – ПСУН для определения уровня знаний обучаемого по данной предметной области (дисциплине, курсу, разделу, теме) и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.

Компьютерный лабораторный практикум (КЛП) – автоматизированный лабораторный практикум для исследования объектов, процессов и среды деятельности с помощью экспериментов с их моделями.

Существуют лабораторные практикумы на базе физических описаний моделей или объектов (реальные) и на базе математических описаний моделей (виртуальные).

Компьютерный тренажер (КТ) – ПСУН для выработки умений и навыков в определенной деятельности.

К дополнительным средствам относятся перечисленные ниже ПСУН.

Компьютерные справочники (КС) содержат справочную информационную базу по определенной дисциплине (дисциплинам) и обеспечивают подачу дополнительной (расширенной) информации, используемой в учебном процессе.

Мультимедийное занятие (МЗ)видеолекция, видеосеминар, презентация.

На практике часто встречаются компьютерные учебные комплексы, которые решают широкий круг педагогических задач и включают в себя в качестве компонентов различные типы ПСУН.

В зависимости от исполнения ПСУН подразделяются на локальные, работающие на конкретном компьютере, и сетевые, работающие в локальных или глобальных сетях.

При дистанционном обучении могут применяться ПСУН не только, функционирующие на базе глобальных сетей, но и локальные, которые необходимо предварительно перекачать на компьютер учащегося.

Стоит также упомянуть об интеллектуальных ПСУН, реализующие функции, ассоциируемые с человеческим интеллектом и обеспечивающие решение творческих задач. К ним относятся экспертно-обучающие и адаптивные обучающие системы. Этот класс ПСУН находится на стадии экспериментальных разработок не готовых к промышленному применению.

11.2.Требования к электронным учебным пособиям

Применяемые при дистанционном обучении ПСУН, могут быть разработаны и с применением технологии для использования на локальном компьютере, и для использования в глобальных компьютерных сетях. Технология использования и обусловливает требования, которые необходимо учитывать при их разработке.

Компьютерные учебники по своей сути содержат большой объем учебной информации, которая может быть текстовой, графической (рисунки, схемы, карты и др.), мультимедийной – анимация (демонстрация опытов), видеофрагменты, звук.

При использовании КУ в локальном режиме (носителем является, как правило, CD-ROM или DVD) можно не думать об объеме конечного продукта. При его разработке необходимо учитывать только скорость чтения мультимедийных компонент с CD-ROM или винчестера. Доставка учебного пособия может осуществляться как традиционным путем, так и перекачкой по глобальной сети в удобное для учащегося время.

При использовании КУ в режиме глобальной сети (КУ находится на сервере дистанционного обучения) необходимо учитывать скорость передачи информации по сети. В этом случае необходимо иметь в виду, что даже при высокоскоростных глобальных сетях доступ к компьютеру обучаемого на последнем этапе зависит от магистральных каналов автоматических телефонных станций (АТС), поскольку обычно домашние компьютеры подключены к Интернету через каналы АТС. Этот фактор резко снижает возможности использования мультимедиа-компонент или ведет к их низкому качеству, что в конечном итоге влияет на качество ПСУН.

Еще один фактор, на который необходимо обратить внимание, состоит в том, что сам процесс изучения учебного материала в первом случае (КУ находится на CD-ROM) происходит без привлечения Интернета, а во втором – учащийся должен все время работы с ПСУН находиться в среде Интернета, что увеличивает затраты на обучение.

Компьютерные задачники, служащие для выработки умений и навыков решения типовых практических задач, могут без особых ограничений использоваться и в локальном варианте и в глобальной сети.

Применение компьютерных «деловых игр» целесообразно в локальных или глобальных сетях.

Компьютерная система контроля знаний должна быть организована только в сетевом варианте. Результаты контроля каждого учащегося необходимо фиксировать в базе данных для анализа как самой системой, так и преподавателем и учащимся.

Компьютерный лабораторный практикум может быть реализован в любом варианте (с учетом времени доступа), но обязательно должен обеспечивать возможность пересылки результатов работы преподавателю (тьютору).

Кроме программных требований к ПСУН, используемым при дистанционном обучении, предъявляются методические требования.

Независимо от того, к какому типу относится ПСУН, оно должно быть самодостаточным. Это значит, что вся необходимая учебная, а также дополнительная (для более глубокого понимания предмета) информация, должна быть включена в компьютерный курс или должны существовать указания, где ее можно получить (например, ссылки на Интернет-страницы). Как правило, это достаточно объемные продукты. Отсюда вытекает еще одно требование – структурирование учебного материала, тесно связанное с навигацией, которая должна быть простой и наглядной. Это значит, что перемещение по компьютерному курсу не зависимо от его типа, не должно вызывать у пользователя (обучаемого) затруднений. Структура учебного материала не должна быть очень сложной, например, типа «дерева», в том числе многомерного. Сложная структура может привести к тому, что после определенного числа «шагов» учащийся потеряет ориентацию в информационном массиве.

11.3.Необходимость разработки авторских версий ПСУН

Прежде чем начать авторскую разработку, необходимо познакомиться с набором существующих на рынке компьютерных средств учебного назначения и оценить их пригодность для использования при изучении конкретной учебной дисциплины. Такое знакомство с существующими продуктами, даже если окажется, что они Вам не подходят, все равно будет полезным. Со стороны более виды промахи и ошибки, и, приступая к собственной разработке, Вы попытаетесь не допустить их. Даже если на рынке не окажется разработок по вашей тематике, полезно познакомиться с любыми другими разработками, близкими к ней.

Анализ существующих на данный момент ПСУН позволит более четко представить какие дидактические задачи необходимо реализовать, на каком программно-техническом уровне, с помощью какой технологии разработки.

Разработка авторской версии – дело непростое и трудоемкое, особенно для новичка. Поэтому целесообразно создавать ПСУН, если имеется дефицит источников учебного материала или материал рассредоточен по множеству учебников, и его необходимо интегрировать в одном учебном пособии. Отсутствие на рынке, необходимых для организации дистанционного изучения конкретной дисциплины также ставит преподавателя перед необходимостью их разработки.

Хочется обратить внимание авторов на тот факт, что объем, методика изложения, глубина проработки учебного материала должны определяться коллективом преподавателей (тьюторов), которые будут вести обучение по данной дисциплине. Не секрет, что часто компьютерные разработки учебных курсов используются только самими разработчиками и остаются невостребованными преподавателями этой же кафедры.

11.4.Планирование проекта

В разработке ПСУН выделяются три основных этапа: подготовительный, производственный и завершающий.

Серьезное и тщательное планирование работы, проведенное на подготовительном этапе, может на последующих этапах сэкономить немало времени и денег. Без него трудно будет получить необходимое финансирование, особенно если ваша идея требует большой финансовой поддержки. Правильный выбор и разумное использование инструментальных средств разработки поможет уложиться в сжатые сроки производственного этапа.

На завершающем этапе необходимо провести тестирование продукта, что позволит обнаружить и исправить ошибки и просчеты до того, как начнется тиражирование ПСУН.

На стадии планирования рекомендуется составить общий план (схему) проекта. В него будет входить обзор элементов содержания будущего продукта, особенностей интерфейса, навигации и интерактивных возможностей, предоставляемых пользователю. Схема позволит определить необходимые материалы – как текстовые, так и мультимедийные, исполнителей каждой части проекта, последовательность выполнения работ. Она должна описывать все элементы содержания, а также технические и эстетические требования к каждому элементу.

Время, затрачиваемое на работу над проектом, очень важный фактор. В компьютерном мире среднее время устаревания примерно 1,5 года. Из этого положения вытекает оптимальный срок разработки проекта. Однако серьезные образовательные проекты могут разрабатываться и в течение нескольких лет. Наиболее оптимальным является срок разработки равный 1–1,5 года.

Определив сроки разработки, необходимо более детально спланировать работу: оценить степень важности элементов проекта; проанализировать, какими из них можно пожертвовать при недостатке времени или финансов.

Важный вопрос, который не следует упускать из виду – требования к компьютеру, на котором будет воспроизводиться готовый продукт.

На стадии планирования закладывается бюджет будущего проекта. Он складывается из заработной платы, амортизации оборудования, арендных, коммунальных и прочих платежей, лицензионных отчислений и планируемой прибыли.

11.5.Технологии разработки ПСУН

Выбор технологии и инструментальных средств разработки зависит от педагогических и дидактических задач, решаемых ПСУН. Этот основной вопрос должен быть проработан авторским коллективом (или редактором) совместно с методистом, который в конечном итоге и определяет, какими программными средствами они будут решаться. Именно педагогические и дидактические цели определяют структуру и содержание (контент) конечного учебного продукта, интегрирование в него мультимедиа-приложений (анимации, видео, звука), исполняемых модулей.

Очень часто базовым средством разработки являются инструментальные авторские системы («Дельфин», «Урок», HyperMethod, Quest, Elearning Office 3000, Web CT и др.), предназначенные для проектирования ПСУН. Они, как правило, обеспечивают:

Одной из составляющих частей таких инструментальных сред является интерпретатор (или проигрыватель), реализующий готовый продукт в режиме «обучение». Необходимо обратить особое внимание на возможность использования ПСУН, разработанных в таких средах, в режиме удаленного доступа, если этого требует организация системы учебного процесса.

Наиболее популярной в настоящее время является Интернет-технология, основанная на языках HTML, XML и Java, JavaScript. ПСУН реализуется как Web-приложение, исполняемое с помощью браузера. С помощью языка XML можно представлять метаданные о продукте для внешних пользователей. Это создает условия для популяризации ПСУН за счет обеспечения эффективного поиска по его метаданным. Достоинствами этого подхода являются также многоплатформенность и унификация технологических решений.

Широко используются для создания ПСУН и их отдельных компонент разработки фирмы Macromedia.

В настоящее время широкое распространение получил программный пакет Adobe Acrobat, ориентированный в первую очередь на издательскую деятельность, и стало принято в мире выпускать труды конференций, семинаров не только на бумажном носителе, но и на CD-ROM в формате Adobe Acrobat. Этот факт провоцирует разработчиков компьютерных учебников применять его и для этих целей. Однако учебники, разработанные в формате Adobe Acrobat, плохо реализуют дидактические задачи.

Для создания демонстрационного (рекламного) материала часто пользуются пакетом PowerPoint, который является составной частью Microsoft Office.

Кроме инструментальных сред и программных пакетов при создании учебных продуктов применяются программные средства и пакеты, служащие для разработки отдельных компонентов ПСУН. К ним относятся текстовые пакеты (например, Word), графические пакеты (Adobe Photoshop, Corel DRAW), пакеты для создания анимации (Adobe ImageReady), звуковые и видеоредакторы и др.

Необходимо отметить, что во многом выбор среды проектирования зависит от квалификации программистов, осуществляющих программную реализацию ПСУН.

11.6.Состав разработчиков и распределение работ

Из изложенного выше понятно, что над созданием компьютерного продукта учебного назначения должен работать коллектив, который может состоять и из одного человека, если тот, являясь автором-предметником, обладает к тому же навыками работы с вышеперечисленными пакетами. Специалистов такого уровня на сегодняшний день очень мало.

Как правило, творческий коллектив авторов состоит из авторов-предметников (специалистов в конкретной предметной области), компьютерного методиста и программистов.

Основой содержательной части ПСУН является либо существующий учебник, задачник, описание лабораторных работ, либо пишется новый оригинальный учебный материал, отражающий современный уровень знаний в данной предметной области. Если над содержательной частью работает авторский коллектив, то целесообразно, чтобы его возглавлял редактор – член авторского коллектива.

На первый взгляд может показаться, что для автора-предметника нет никакой разницы в том, что написать – учебно-методическое пособие или содержательную часть компьютерного учебного пособия. Однако это не так. Кроме методических и дидактических решений авторы-предметники должны учитывать концептуальные аспекты планируемой реализации ПСУН: принципы структурирования информации, способы контроля и критерии оценки знаний и умений, средства обеспечения интерактивности, интерфейс и др. Выполнение этих условий требует от авторов-предметников владения компьютерной дидактикой. Поможет им в решении этой задачи компьютерный методист.

Компьютерный методист решает вопросы формирования структуры ПСУН, выбора психолого-педагогической стратегии и проработки используемых дидактических приемов, определения видов и форм контроля, критериев оценивания знаний и умений. В его задачу также входят оказание методической поддержки при структуризации учебного материала, выдача рекомендаций по стилю и формам его изложения. Кроме того, совместно с программистом он вырабатывает базовые программно-технические решения создаваемого учебного продукта. Очень часто компьютерному методисту совместно с программистом приходится решать и проблемы дизайна. Фактически он является (может быть совместно с редактором) руководителем работ при разработке ПСУН.

Непосредственную реализацию осуществляет компьютерщик. Очень часто кроме непосредственной программной реализации он участвует в подготовке иллюстративного материала.

Созданием анимационных фрагментов (2D-, 3D-анимации) занимаются аниматоры.

Если в ПСУН используются звук и видео, то скорее всего потребуется прибегнуть к помощи специалиста в области записи и оцифровки этих компонентов – аудио-, видеоинженеру.

Очень часто самым слабым местом разрабатываемых учебных продуктов является дизайн. И если говорить о ПСУН как о коммерческом продукте, то становится ясно, что в коллективе разработчиков желательно иметь компьютерного дизайнера или хотя бы компьютерщика, который возьмет эти обязанности на себя. Конечно, в реальной жизни нет жестких разграничений компетенций разработчиков и их функции могут перераспределяться в зависимости от уровня квалификации, но принцип взаимодействия, показанный на рис. 11.1, все равно остается неизменным.

Рис. 11.1. Минимальный состав творческого коллектива разработчиков ПСУН

11.7. Структурирование учебного материала, навигация, эргономичность текста

11.7.1.Структурирование учебного материала

На первом этапе разработки содержания ПСУН автор-предметник определяет, какие объекты, явления, понятия, методы деятельности должны быть рассмотрены и изучены.

Затем по иерархическому принципу строится древовидный граф, связывающий эти элементы, и называющийся графом содержания учебного материала.

После этого формулируются требования по форме представления и уровню усвоения необходимого учебного материала.

Совокупность этих требований и графа содержания определяет модель содержания учебного материала. Такая модель позволяет:

Следует отметить, что построение модели содержания заставляет даже опытного преподавателя по новому взглянуть на структуру, форму представления и требования по усвоению учебного материала.

Задача автора-предметника – обеспечить максимально высокую понимаемость учебного материала. Материал должен быть изложен ясно и доходчиво, с четкой ориентацией на уровень профессиональной подготовленности учащегося.

Выше уже отмечалось, что в отличие от бумажного издания (учебника, задачника, практикума по лабораторным работам и др.) содержательная часть компьютерного учебного пособия (контент) должна быть очень хорошо структурирована.

На первом уровне располагается основная учебная информация, выстроенная по принципу причинно-следственных связей. Учебный материал должен отражать суть излагаемого предмета. Четкая структуризация текста на первом уровне (дробление учебного материала на небольшие порции информации) позволит сделать его легким для восприятия. Хорошо продуманные заголовки должны создавать интерес и мотивацию к изучению материала. Сложные смысловые места и понятия следует снабжать примерами в форме анимаций или иллюстраций. Эффективно использование таблиц в тех местах текста, где требуется

Проблемные ситуации, требующие профессионального решения, должны быть подкреплены конкретными примерами с необходимыми объяснениями и построены на современном материале.

Однако этого бывает недостаточно для глубокого понимания обучаемым, который к тому же изучает предмет самостоятельно в отрыве от преподавателя и сокурсников. Поэтому в компьютерных продуктах учебного назначения, чтобы не загружать основной текст, организуют информацию второго плана (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Пример предъявления информации второго плана

Это по своей сути дополнительная информация, которая помогает более глубоко осветить излагаемый вопрос, дополнить его, расширить, изложить полярные точки зрения и т.п. Часто информация второго плана содержит справочные данные. В большинстве случаев двух (реже трех) уровней изложения учебного материала вполне достаточно, чтобы компьютерный продукт был самодостаточным.

При изложении самого учебного материала в тексте всегда встречаются новые термины, понятия незнакомые учащемуся. Желательно, чтобы была возможность обратиться к объяснениям их из любой точки текста, где они упоминаются повторно. Не секрет, что лексический запас преподавателей и студентов сильно различается. Для того, чтобы восприятие учебного материала не вызывало затруднений по этой причине, используют динамические подсказки (рис. 11.3), объясняющие смысл незнакомых слов, встречающихся в тексте.

Рис. 11.3. Пример предъявления динамической подсказки

Это не только расширяет словарный запас учащегося, но и дает ему возможность осмысленно воспринимать учебный материал, сосредоточившись только на понимании его предметной сути.

При структурировании учебного материала обязательно нужно предусмотреть возможность вызова из других разделов (тем) формул (рис. 11.4), рисунков, таблиц, на которые в тексте есть ссылки.

Рис. 11.4. Пример предъявления формулы

Программная реализация всех этих требований может быть разной (в зависимости от применяемой программной среды, идеологии навигации, дизайнерской проработки), но функциональная возможность обязательна.

При разработке компьютерных задачников (тренировочных компонент компьютерных курсов) следует иметь в виду, что формулировка вопроса (задания), ответ обучаемого и реакция на него (правильно/неправильно), а, возможно, и объяснение ошибки должны находиться на одном экране (рис. 11.5), что дает возможность учащемуся самому проанализировать свой ответ и найти ошибку.

Рис. 11.5. Пример предъявления задания, ответа учащегося и реакции на его ответ

11.7.2.Навигация

Структурирование учебной информации тесно связано с навигацией (в данном случае с передвижением по учебному компьютерному курсу), которая должна быть простой и наглядной. Часто в погоне за программными возможностями «дерево» взаимосвязей бывает настолько сложным, что учащийся может долго блуждать в его лабиринтах, забыв о сути изучаемого вопроса.

Кроме требований простоты и наглядности желательно соблюдать так называемое «правило трех щелчков». Это значит, что доступ к любой учебной информации должен быть получен не более чем за три щелчка мыши.

Желательно, чтобы было реализовано еще одно требование, обусловленное дидактикой обучения, – работая с компьютерным курсом, учащийся должен соотносить свое место в учебном информационном пространстве (в какой теме, разделе он находится). К сожалению, часто это требование не выполняется.

Не следует понимать под простотой примитивность. В то же время хочется предостеречь от наличия большого количества функциональных объектов, разобраться в которых бывает под час сложнее, чем освоить изучаемую предметную область. Это приводит к тому, что часть учебной информации остается невостребованной.

11.7.3.Эргономичность текста

Чтение текстовой информации большого объема – дело утомительное, а с экрана монитора – тем более (разрешающая способность монитора гораздо ниже печатного издания). Кроме большой нагрузки на глаза, это еще и воздействие на мозг обучаемого, порождающее сложные процессы обработки, отбора и закрепления информации. Эргономические правила позволяют выбрать надлежащую организацию текста, провести грамотную структуризацию учебного материала, придать ему визуальную привлекательность увеличить его понимаемость. Применение эргономических правил при оформлении учебного материала дает возможность воздействовать на сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу учащегося, повышая их эффективность и продуктивность, делая умственный труд более производительным.

Приведем некоторые правила, улучшающие эргономическое качество текста.

  1. В тексте необходимо использовать абзацные отступы, которые нужны для «остановки» и осмысления.

  2. Для разделения абзацев используется «малый» межстрочный интервал, а для разделения пунктов – «большой».

  3. Текст должен быть выровнен по ширине.

  4. Необходимо соблюдать единообразие при выделении терминов и понятий.

  5. Краткие элементы перечислений должны быть сдвинуты вправо или помещены в середину страницы, что устранит зрительную асимметрию и создаст эффект эргономической уравновешенности относительно ее центра.

  6. При использовании в одном абзаце нескольких смысловых перечислений подряд следует применять разные маркеры.

  7. Размер и стиль шрифта должны быть выбраны таким, чтобы чтение текста при заданном разрешении экрана не было утомительным. Для лучшего зрительного восприятия необходимо использовать отступы текста от границ экрана и других элементов оформления (см. рис. 11.2–11.4).

11.8.Разработка стилевого оформления

Если результатом разработки является продукт, который может представлять коммерческий интерес, то наряду с глубокой методической и дидактической проработкой учебного материала немаловажным становится и его внешнее оформление. Это, пожалуй, самое «слабое» место ПСУН.

Экспертиза дизайн-эргономики компьютерной учебной программы включает в себя оценку

Из вышеперечисленного видно, что работа компьютерного дизайнера тесно связана с работой программиста, так как его решения должны быть связаны с возможностями программной реализации.

Стилевое оформление во многом определяется программной средой, в которой ведется разработка. Многие авторские программные среды, проектирование в которых не требует знаний программирования, автоматически генерируют командную панель и функциональные клавиши (вперед/назад, помощь, справка и др.). Поэтому в задачу компьютерного дизайнера входит выработка общего стиля программного продукта, который будет органичен самой среде проектирования и изучаемой предметной области.

В программных средах, требующих программирования, в принципе можно реализовать любое стилевое оформление, главное – его разработать.

При разработке стилевого оформления обязательно нужно учитывать, как будет эксплуатироваться компьютерный учебный продукт – в локальном или удаленном режиме. При размещении ПСУН на CD-ROM ограничением является только скорость считывания данных с CD-ROM устройства, при удаленном доступе – скорость передачи по сети.

На рис. 11.6–11.8 представлены различные реализации компьютерных программ учебного назначения. О преимуществах и недостатках представления учебного материала можно судить по этим примерам.

Рис. 11.6. CD-ROM «Сокровища России»

Рис. 11.7. CD-ROM «История России IX-XIX век»

Рис. 11.8. CD-ROM «Основы современной теплоэнергетики»

11.9.Этапы создания компьютерного продукта и сопроводительная документация

Первым этапом создания компьютерного продукта является разработка общего сценария. При этом необходимо участие ведущих специалистов проекта: автора-предметника, методиста, программиста и желательно компьютерного дизайнера.

Общий сценарий определяет тематику, состав изучаемых блоков и разделов предметной области, архитектуру продукта, методы организации интерактива, использование моделей, коммуникативность и др.

Кроме того, на первом этапе выбирается среда, в которой будет вестись разработка, определяется общий стиль графического оформления, основные контуры пользовательского интерфейса.

На втором этапе детализируется структура и формируется содержание разделов продукта, вырабатываются основные идеи по методам представления предметной области в интерактивной мультимедиа-среде, описываются функциональные возможности продукта и действия пользователя, детализируется структура интерфейса, создаются необходимые мультимедийные компоненты и моделирующие программы, начинается работа над выходной документацией – инструкцией пользователя и методическими указаниями по применению продукта в учебном процессе.

Третий этап – непосредственная реализация продукта.

Четвертый этап – подготовка к публикации (тиражированию на локальных носителях или установке на сетевой сервер). Прежде всего осуществляются достаточно сложное и длительное тестирование и отладка, а также редактирование текстовой информации. Желательно, чтобы тестирование включало в себя опытную эксплуатацию продукта, в процессе которой анализируются как программные, так и содержательные компоненты продукта, проверяются все возможные связи, переходы и т.п.

В результате опытной эксплуатации устраняются все технические, программные и содержательные дефекты, искажения аудиовизуальных компонентов и др.

На этом же этапе оформляется сопроводительная документация – инструкция пользователя и методические указания по применению. Одновременно для тиражируемых электронных изданий готовится полиграфическое оформление.

Пятый этап – это этап сопровождения компьютерного продукта учебного назначения. В основе сопровождения лежит обратная связь с пользователями. Для CD-ROM – это ответы на вопросы и замечания пользователей. В результате накопления информации, полученной от пользователей, изменений в предметной и методической областях создаются предпосылки к изданию новой версии.

Для сетевых продуктов возможен не только ответ на конкретный вопрос или учет замечаний, но и оперативное дополнение сопроводительной информацией или быстрая модернизация контента через Интернет.

В реальной жизни, конечно, такая жесткая последовательность не соблюдается. Перечисленные этапы работ часто проводятся параллельно и влияют друг на друга, что приводит к динамическому изменению первоначального сценария. Это происходит не из-за низкой квалификации разработчиков (хотя случается и такое), а наоборот, в результате их творческого и добросовестного отношения к делу.

11.10.Издательские требования к электронным изданиям

Электронные издания должные включать в себя следующие компоненты: титульные элементы с выходными сведениями, предисловие (послесловие), примечания и комментарии, списки условных обозначений и сокращений, библиографический список, вспомогательные указатели, оглавление (содержание), дидактический аппарат. Рассмотрим особенности этих требований по сравнению с печатными изданиями.

Титульные элементы с выходными сведениями оформляются в соответствии с положениями ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

Основными элементами выходных сведений являются:

Имя автора, заглавие, надзаголовочные данные, выходные данные, выпускные данные сериальных и многотомных изданий, классификационные индексы, международные стандартные номера, штрих-коды, знак охраны авторского права приводятся в электронных изданиях в форме, определенной ГОСТ 7.4-95 «Издания. Выходные сведения», т.е. аналогично печатным изданиям.

Библиографическое описание представляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Аннотация составляется и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация».

Ниже приведены основные положения ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», касающиеся только тех элементов выходных сведений, которые специфичны для электронных изданий.

Подзаголовочные данные в зависимости от вида электронного издания могут включать в себя сведения:

Выпускные данные электронного издания содержат следующее:

Минимальные системные требования включают в себя:

Желательно, чтобы электронные издания учебного назначения разрабатывались с учетом их использования на компьютерах среднего класса.

Наличие тех или иных элементов выходных сведений и правила их размещения определены ГОСТ 7.83.

Приведем некоторые рекомендации, относящиеся к другим элементам электронных изданий.

Предисловие уместно включать в инструкцию по применению электронного издания. Послесловие также размещается в инструкции по применению. В послесловии могут содержаться рекомендации по дальнейшему использованию электронного издания как в учебной, так и профессиональной деятельности.

Примечания и комментарии играют ту же роль, что и в печатном издании. В электронном издании целесообразно использовать более удобные способы их представления: «всплывающие» подсказки и раскрывающиеся фрагменты.

Списки условных обозначений и сокращений могут помещаться в специальном модуле и/или содержаться в контекстной справке.

Целесообразно иметь как общий библиографический список для всего электронного издания со ссылкой на него в оглавлении, так и аннотированные библиографические списки по каждой теме (особенно в случае разнородного содержания тем).

Предметный указатель (индекс) может иметь три-четыре уровня. Поскольку на экране указатель должен быть виден целиком, целесообразно поместить лишь первый уровень, а следующие уровни сделать «всплывающими» либо использовать активные зоны для последовательного попадания в конечный (рабочий) уровень, в котором содержится искомая ссылка.

Оглавление (содержание) включает в себя предисловие, введение, названия всех разделов, глав (тем), параграфов (пунктов), если они имеются, и заключение и др.