Изображение пользователя Гончарова Наталья
факторы,затрудняющие ускорение чтения
от Гончарова Наталья - Friday 14 November 2014, 01:03
 
Факторы, затрудняющие ускорение чтения:

- регрессия – возвращение глаз к одному и тому же участку текста (движение глаз назад, не на исходную точку);

- артикуляция – проговаривание текста (необходима блокировка речевого центра во время чтения);

- малое поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда (при остановках, скачков происходит восприятие слов, а не смысла). Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, абзац страницу.

- отсутствие гибкой стратегии чтения – скорость чтения подчиняется целям и задачам читателя;

- отсутствие внимания – переключение мыслей на посторонние предметы, звуки, мысли, что затрудняет понимание и вынуждает перечитывать текст заново.
Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное созда­ние условий, снижающих или устраняющих его отвлечение.
Изображение пользователя Домнина Виктория
Re: факторы,затрудняющие ускорение чтения
от Домнина Виктория - Monday 24 November 2014, 15:45
 
Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е. Левина выделяет пять этапов, которые проходит ребёнок в процессе овладения речью:
- на первом этапе у ребёнка полностью отсутствует различение звуков, а также понимание речи и собственная активная речь;
- на втором этапе возникает различение наиболее контрастных, далёких по звучанию фонем (речевых звуков). Произношение ребёнка неправильное, искажённое;
- на третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребёнок узнаёт неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением;
- на четвёртом этапе активная речь ребёнка достигает почти полной правильности;
- на пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно1.
В современной логопедии существует две классификации нарушений речи. Общее недоразвитие речи относят к психолого-педагогической классификации, где нарушения речи подразделяются на две группы:
Первая группа – нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне2.
В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развитие речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Вторая группа – нарушение в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один их ведущих признаков.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Речевое недоразвитие у младших школьников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматичная и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку4.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
У детей с задержкой речевого развития характер речевых ошибок менее специфичен, чем при общем недоразвитии речи. Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»). У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста.
Несмотря на определение отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу и в первые годы обучения.
Изображение пользователя Косых Нина
Re: факторы,затрудняющие ускорение чтения
от Косых Нина - Tuesday 25 November 2014, 18:09
 
Принято выделять пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.

1. Регрессия — это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста. Этот недостаток — самый распространенный. При медленном чтении регрессии — довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определенного усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста. Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

2. Артикуляция — это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.

Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.

3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.

Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения. При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.

4. Отсутствие гибкой стратегии чтения — значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения — не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.

5. Отсутствие внимания является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново. Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное создание условий, снижающих или устраняющих отвлечение внимания.

Основные способы чтения и нормативы их скорости

В зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтения, среди которых основными являются следующие.

Углубленное — при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нем новое для себя, самостоятельно формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал.

Быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решения задач управления некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки необходимой и достаточной для читателя информации, заложенной в тексте.

Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое — это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение — это разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод часто используется при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.

Чтение-сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). Человек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения.
Изображение пользователя Шарыпова Анна
Re: факторы,затрудняющие ускорение чтения
от Шарыпова Анна - Sunday 4 January 2015, 01:37
 
Факторы,затрудняющие ускорение чтения:
- Отсутствие гибкой стратегии чтения, т.е. все тексты читаются одинаково, без учёта целей, задач и установок.

· Регрессия, т.е. возвращение глаз к одному и тому же участку текста.

· Артикуляция, т.е. проговаривание текста.

· Малое поле зрения, т.е. участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и остановок. Происходитчтениеи восприятие слов, а не смысла.

· Отсутствие внимания, т.е. переключение на посторонние предметы, звуки, мысли, что снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст заново.

Приёмы и методы увеличения скорости чтения

· Выбор адекватного способа чтения.

В зависимости от сложности текста и цели работы использовать соответствующие способы чтения. Ниже перечислены основные из них.

1. Углубленное– способ чтения, при котором внимание обращается на детали, производится анализ и оценка; студент, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматриваетвопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам (читается обычно материал по новой теме, таблицы).

2. Быстрое– способ чтения, обозначающий сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного, выполняемое методами, ускоряющими чтение при достаточном понимании прочитанного текста (чтение профессиональных текстов).

3. Панорамное– способ чтения, предполагающий увеличение оперативного поля зрения, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного (составляющая быстрого чтения).

4. Выборочное – способ чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста; после предварительного просмотра его читают повторно до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.

5. Просмотр – способ чтения, обозначающий предварительное ознакомление с источником информации (беглый просмотр предисловия, оглавления, по которым можно предположительно судить об основном содержании, заключения).

6. Сканирование– способ чтения, предполагающий быстрый просмотр источника информации с цельюпоискафактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.) тренировку зрительного аппарата и особенно периферическогозрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужныесведения.
Изображение пользователя Беляева Яна
Re: факторы,затрудняющие ускорение чтения
от Беляева Яна - Tuesday 13 January 2015, 22:28
 
· Отсутствие гибкой стратегии чтения, т.е. все тексты читаются одинаково, без учёта целей, задач и установок.

· Регрессия, т.е. возвращение глаз к одному и тому же участку текста.

· Артикуляция, т.е. проговаривание текста.

· Малое поле зрения, т.е. участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и остановок. Происходит чтение и восприятие слов, а не смысла.

· Отсутствие внимания, т.е. переключение на посторонние предметы, звуки, мысли, что снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст заново.

Изображение пользователя Тулюля Инна
Re: факторы,затрудняющие ускорение чтения
от Тулюля Инна - Friday 23 January 2015, 17:38
 
Таким образом, рассмотренные способы чтения иллюстрируют их многообразие и необходимость не только свободного владения ими, но и возможность каждый раз выбирать соответствующий способ в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.
Рассмотренные способы чтения существенно различаются и по скорости их реализации, которая определяется как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом уровня и качества усвоения прочитанного, т. е.
V= (Q : T) × K ,

где V – скорость чтения, зн./мин; Q – число знаков в тексте (объем текста); Т – время, затраченное на чтение текста, мин; K – коэффициент понимания.
Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). Иногда скорость чтения измеряется не в знаках, а в словах. Но такой способ измерения менее точен, поскольку количество знаков в словах разное и может существенно различаться в разных языках, что затруднит сравнительный анализ скорости чтения. Но от одной единицы измерения объема текста можно легко перейти к другой, зная соотношение между ними, разумеется, в усредненном виде.
Известно, например, что если скорость чтения в знаках равна 600 зн./ мин, то скорость чтения в словах будет составлять 100 сл./мин. Время чтения измеряется секундомером или часами с секундной стрелкой.
Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного, поскольку чтение предполагает осмысление и глубокое освоение прочитанного. Коэффициент понимания определяется ответом на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов K=1, на 8 вопросов – K=0,8 и т. д.
При измерении скорости чтения, кроме такого показателя, как коэффициент понимания, можно воспользоваться и другими, например гибкость, продуктивность чтения, но их определение более сложно и обладает меньшей информативностью.

Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и характера нервно-психическихпроцессов, особенностей мышления, умения концентрировать внимание, целевой установки и т. п. При любой исходной скорости каждый человек, пользуясь рассматриваемыми методами и приемами быстрого чтения и регулярно тренируясь, может увеличить скорость чтения в среднем в3–5раз.
Изображение пользователя Земурбейс Мария
Re: факторы,затрудняющие ускорение чтения
от Земурбейс Мария - Friday 23 January 2015, 17:59
 
Семь основных правил быстрого чтения
Правило 1.
Текст любой трудности надо читать один раз, не возвращаясь глазами назад, то есть читать без регрессий. Конечно, возвращение к тексту необходимо для осмысления прочитанного и для развития своей мысли. Но только после первого чтения без регрессий.
Правило 2. Одна из причин, побуждающих нас к чтению - это получение информации. Для этого желательно заранее знать, что именно Вы ищете в каждом смысловом отрезке текста. Для удобства можно воспользоваться интегральным алгоритмом чтения статьи:
1) название;
2) автор;
3) источник и его данные;
4) проблема;
5) извлечение фактов для их дальнейшего осмысления;
6) особенности излагаемого материала и критика;
7) новизна.
Правило 3. Для осмысления прочитанного воспользуйтесь дифференциальным алгоритмом чтения. Он состоит из 3 блоков: ключевые слова, смысловые ряды и доминанта. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они передают состояние предмета. Обозначают действие или признак предмета. Их можно подчеркивать простым карандашом. Из ключевых слов строятся смысловые ряды, которые позволяют в сжатом виде понять содержание абзаца. Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами на языке собственных мыслей в результате осмысления полученной информации.
Правило 4. Главный враг быстрого чтения - это артикуляция. Чтение без артикуляции позволяет изменить процесс переработки информации. Совершено иначе происходит процесс понимания и запоминания информации. Чтению без артикуляции способствует выстукивание ритма рукой. Детей достаточно приучить читать, прижав указательный палец к губам.
Правило 5. Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Это позволит быстрее находить нужную информацию в тексте. Упражнения по таблицам Шульте помогут его совершенствовать.
Правило 6. Катализатором чтения является внимание. Его отсутствие мешает читать без регрессий. Внимание характеризуют пять показателей: концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем.
Точно и быстро выполнить любую работу можно лишь в том случае, если Вы будете максимально собраны, то есть у Вас будет сконцентрировано внимание. Устойчивое внимание отличает людей, увлеченных своим делом, умеющих отвлечься от постороннего.
Когда нужно выполнить одновременно две или несколько работ, то пригодится способность распределять свое внимание на два и более вида деятельности. Умение быстро переключаться с одного вида работы на другой помогает быстро ориентироваться в читаемом тексте. На практике объем внимания характеризуется числом предметов, который человек может воспринять при быстром предъявлении. Важно тренировать свое внимание.
Правило 7. Обучение быстрому чтению осуществляется благодаря памяти. Оказывается, что материал не просто хранится в мозге, а перерабатывается или забывается. Для лучшего сохранения воспользуйтесь картами памяти, которые были разработаны Тони Бьюзеном.
Чтение без регрессий и артикуляции, интегральный и дифференциальный алгоритм, внимание, периферическое зрение, создание "карт памяти" позволит Вам тратить меньше времени на чтение газет и журналов.