Изображение пользователя Чиханчина Людмила
Упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.
от Чиханчина Людмила - Saturday 15 November 2014, 00:03
 
Упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.
Кулакова Наталья Васильевна
Re: Упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.
от Кулакова Наталья - Saturday 15 November 2014, 22:42
 
110 скороговорок для тренировки дикции

Отработка звуков:

б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.
13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. В один, Клим, клин колоти.
16. Стоит копна с подприкопёночком.
17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
19. У елки иголки колки.
20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
23. На меду медовик, а мне не до медовика.
24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
32. Рододендроны из дендрария даны родителями.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
36. Хвалю халву.
37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков:
р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
41. Клара-краля кралась к ларю.
42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
55. Дробью по перепелам да по тетеревам.
56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
61. Король-орел.
62. Курьера курьер обгоняет в карьер.
бЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
66. Гонец с галер сгорел.
67. Талер тарелка стоит.
68. Идти на рать, так бердыш брать.
69. Интервьюер интервента интервьюировал.
70. Либретто Риголетто.
71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
74. Во мраке раки шумят в драке.
75. На дороге с утра тарахтят трактора.
76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
78. Город Нерль на Нерли-реке.
79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
83. А мне не до недомогания.

Отработка звуков:
з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
85. У осы не усы, не усища, а усики.
86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
87. Осип охрип, а Архип осип.
88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
89. Сачок зацепился за сучок.
90. По семеро в сани уселися сами.
91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
92. Свиристель свиристит свирелью.
93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
100. Четверть четверика гороха без червоточинки.
101. Инцидент с интендантом.
102. Прецедент с претендентом.
103. Константин констатировал.
104. У ежа ежата, у ужа ужата.
105. Жутко жуку жить на суку.
106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
107. Тщетно тщится щука ущемить леща.
108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
109. Яшма в замше замшела.
110. В Чите течет Читинка.
Изображение пользователя Косых Нина
Re: Упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.
от Косых Нина - Monday 17 November 2014, 16:49
 

I. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
Первая группа — логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
мел — мель, мал — мял, мыл — мил
2. Назови одним словом.
- Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
- ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
- шарф, варежки, пальто, кофта;
- телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
- картофель, свёкла, лук, капуста;
- лошадь, корова, свинья, овца;
- туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
- липа, берёза, ель, сосна;
- курица, гусь, утка, индейка;
- зелёный, синий, красный, жёлтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
- Красивый, синий, красный, жёлтый;
- минута, время, час, секунда;
- дорога, шоссе, тропинка, путь;
- молоко, сметана, простокваша, мясо;
- Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;
- ель, сосна, кедр, осина;
- лук, огурец, морковь, яблоко;
- гриб, ландыш, ромашка, василёк.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан.
(У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов).
5. Путем перестановки букв составь слово.
у к л б о к; с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
- Колос, рота, ваза;
- кора, лото, боксёр;
- молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
- Змея, рама;
- пуговица, молоток, лава;
- укор, бузина, тина;
- поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
- Мебель, ружьё; соломка, пора, мель;
- лиса, бельмо, полёт; смола, слеза, берет.
9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
- Песня — композитор; самолет — ? (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель);
- школа — обучение; больница — ? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной);
- нож — сталь; стул — ? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть);
- лес — деревья; библиотека — ? (город, здание, библиотекарь, театр, книги):
- утро — ночь; зима — ? (мороз, день, январь, осень, сани).
10. Раздели слова на группы.
- Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
- корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
- апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;
- мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.
11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;
насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12. Какие буква, слог, слово лишние.
аур о ы
мараланы та ку на ды тило
река, речка, ручей, ручка, ручеёк

Вторая группа — игры по составлению слов со словами.
1.Найди слово в слове.
- Гроза газета кустарник
- поднос шоколадка шутка
- щепка ярмарка часовщик
2. Подбери пару.
Загар золотистый
звонок занимательный
забор знаменитый
зубр звонкий
задача зрелый
земляника зелёный
3. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.
4. Шарады.
а) Начало — голос птицы,
Конец — на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда.
(Картина)
б) С буквой к живу в лесу. С буквой ч овёс пасу.
(Кабан — чабан)
5. Ребусы:
6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)
Найди животное среди строк.
Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной
7. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы «м»: ма ти ма си ра му ло ка до

Третья группа — работа с деформированными текстами;
неоконченными рассказами
1.Составь текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока
2. Составь предложения (3-4) к теме урока.

В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, тетрадь, пенал, урок.
На реке.
Утро, облака, ветерок, вода, лодка, рыбалка, мальчики, удочки.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...
Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они школу рано. Коля полил цветы на окне…

Четвертая группа — работа с текстом (учебник)
1. Прочитай текст, самостоятельно ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.)
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
- Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
- Выбери заголовок из предложенных.
- Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
- Подбери к заглавию часть текста
- Озаглавь части.
- Выборочное чтение.
- Пересказ по вопросам и без них
- Составление плана текста.

II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Первая группа — упражнения, направленные на развитие
внимания, памяти
1. Назови картинки — 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех,
закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку — поднять и опустить).
4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
Например: бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.
5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
6. Придумай на данный звук названия продуктов, из которых можно приготовить обед.
7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
8. Выбери из всех слогов — слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.
9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8—10 слов.
11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).
12. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т. д.
13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.
14. «Фотоглаз».
15. Повтори скороговорку, предложение, текст.
16. Заучивание четверостиший.
Вторая группа — упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел — мель — мыл — мыль — мал — мял;
мышка — мошка — мишка — миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка, марш — шрам, масло — смола, мошкара — ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
4. Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. «Сквозная буква», «Лесенка»:
____ -з- ч________
____ -з- ч________
____ -з- ч________
____ -з- ч________
6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ


Первая группа — упражнения для расширения поля зрения

1. Работа по созерцанию зеленой точки.
На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали и вертикали.
13 33 9 4 26
3 22 19 2 30
28 31 12 24 6
7 10 21 27 14
35 18 1 16 8
23 5 29 32 11
3. Чтение столбиков с трафаретами.
Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках.
В столбиках I класса — 3—5 слов, II класса — 10-12 слов, III класса — 15—18 слов, IV класса — 20—25 слов.

чек красный защёлка универмаг
зуб бегать лаборант продовольствие
дом игра молоко учебники

4. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.
5. Назови по порядку.
беда буря плач
несчастье вьюга рёв
горе позёмка слёзы
ветер вихрь ураган шторм
6. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.
Трафарет накладывается на карточку, буква «А» в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
7. «Угадай-ка».
Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
8. «Кто быстрее?»
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.
9. «Бегущая строка».
10. Работа по таблице.
Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря). Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звёздочка, синяя, точка, второе снизу; круг, жёлтая, точка, пятое, сверху и т.д.).
Вторая группа—упражнения для активизации органов речи.

1. Артикуляционная гимнастика:
а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б) слова, трудные для произношения.
2. Скороговорки.
3. «Бегущая лента».
Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.
4. Чистоговорки.
5. Различные виды чтения:
а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе скороговорки;
з) чтение-«спринт»; и) жужжащее чтение;
к) скачкообразное чтение «Кенгуру». И т.д.

IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3. Упражнения для дыхания.
4. Упражнения для развития голоса.
5. Упражнения для дикции.
6. Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
8. Чтение по ролям, в лицах.
9. Использование «памятки»:
а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай четко слова и окончания;
в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

Изображение пользователя Домнина Виктория
Re: Упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.
от Домнина Виктория - Wednesday 26 November 2014, 08:58
 
Упражнения
Изображение пользователя Косых Нина
Re: Упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.
от Косых Нина - Wednesday 26 November 2014, 19:00
 
Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:
- артикуляционная гимнастика для губ, языка;
- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;
- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;
- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:
- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- чтение текста через слово.
3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;
- чтение в парах;
- групповое чтение;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;
- жужжащее чтение;
- зрительные и слуховые диктанты;
- упражнение “чтение-спринт”;
- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;
- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;
- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:
- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.
5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:
- словарная работа;
- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов.

6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:
Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера
(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).
Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером.
Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя .Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.

Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя.