Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили.
Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Обучение чтению как восприятию и пониманию текста – одна из самых важных проблем школьного обучения. По оценкам психологов на успеваемость школьников влияют более 200 факторов. 40 из них являются наиболее важными. Естественно, что все их в работе учесть просто невозможно. Однако, существует фактор номер один, влияние которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это – техника чтения.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Плохо читающий ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Плохо читающий ребенок неусидчив, ему неинтересно на уроках, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в несколько раз, будет затруднено. Формирование читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием качеств чтения в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Успешное формирование полноценного навыка чтения возможно только при правильной организации учебной деятельности в целом.
Поэтому принимаю во внимание все обстоятельства, сопутствующие обучению и влияющие на него: • уровень сформированности у учащихся умения предвосхищать содержание произведения по его внешним приметам;
• уровень сформированности у детей желания читать и способности реализовать это желание, получая от затраченных усилий если не удовольствие, то, крайней мере, удовлетворение;
• возможности – свои личные и отдельных учащихся – демонстрировать классу образцы хорошего чтения для данного этапа как вслух, так и про себя;
• относительную новизну предлагаемого для чтения учебного материала, как по форме, так и по содержанию.
В основе теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие, как усвоение знаний, навыков, умений, происходит путём интериоризации, т.е. постепенного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план. |