Этап 1. Работа с отдельными звуками.
Упражнение 1.
Дети сначала просто прочитывают текст, а затем читают, обращая внимание на ударение.
Упражнение 2.
Дети читают, начиная с О, а затем с И. При чтении желательно менять громкость звучания и темп чтения.
Упражнение 3. Работа с согласными звуками.
Дети должны четко произносить каждый звук, а затем произносить их как можно быстрее.
Этап 2. Чтение чистоговорок.
Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно его произнести в конце фразы.
Шо-шо-шо
Все будет хорошо.
Шпри-шпря-шпра-шпро-шпре-шпру
Начинаем мы игру.
Этап 3. Чтение скороговорок.
В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудности звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам в медленном темпе, без каких-либо затруднений. Проговаривать каждую скороговорку нужно сначала беззвучно, артикулируя, затем переходить на шепот, и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения. Работая со скороговоркой, отрабатывается чистота звука и интонация.
Развитие техники чтения (комплекс приемов и упражнений).
Для того чтобы повысить технику чтения, пользуюсь методом динамического чтения. Динамическое чтение - это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение "Фотоглаз". За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: "Найди лишнее слово", "Раздели слова на две группы".
Задания на увеличение поля зрения.
1. Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.
2.При чтении объёмных произведений средней линией делятся трудные для восприятия слова, которые необходимо прочитать с доски.
3. "Путешествие в слово".
Последняя буква одного слова является началом следующего.
4. Путаница "Найди начало и конец слова".
Найди линию, которая соединяет слоги и буквы в целые слово, прочитайте составленное слово.
5. "Собери слово".
6. Чтение по таблице.
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.
7. "Шифрограмма"
Какое слово спрятано?
АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ
СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС
Совершенствуется навык чтения выполнением следующих упражнений:
"Буксир"
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.
"Чтение-спринт"
Учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Читают незнакомый текст.
"Чтение "Кенгуру"
Под счет 1. 2. 3 фиксируем взгляд на начале, середине, конце строки. Читаем абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет раз, два, три, фиксируя взгляд на начале и конце строки.
"Чтение "Слалом"
В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально-слаломно,пытаемся найти существенную информацию. Это упражнение является тренировкой в скорочтении.
Чтение "Разведка".
Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Т.о. учащиеся учатся вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.
"Молния"
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения про себя, с чтением вслух. Переход на чтение в масимально ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния!" и продолжается с 20 секунд до 2 минут. |