| |
| Баба-яга, бабы-яги, женский род В русских сказках: злая старуха-колдунья. Баба-яга костяная нога.
Толковый словарь русского языка, С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, Москва, 2010г..
|
|
| |
|
Багульник, -а, мужской род
1. Вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейство вересковых.
2. Народное название кустарникового растения с нежными сиренево-розовыми цветками — одного из видов рододендрона.
прилагательное багульниковый, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка, С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова, Москва, 2010г..
|
|
| |
| Лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.
Пример: баллада "Светлана" В.А. Жуковского. |
|
| |
| строфа, в которой чётные и нечётные стихи состоят из равного числа стоп. Наиболее распространённая строфа из четырёх чётных анапестических стоп и трёх нечётных.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили…
Жуковский |
|
| |
| привычная или примитивная рифма, найти которую не составляет труда: море-горе, кровь-любовь, день–тень, и т.д. Некоторые из этих рифм по своему звучанию относятся к разряду богатых рифм (розы-морозы), но затёрты, утратили свою свежесть. А.П. Пушкин показал обратный процесс: когда Б.р. вдруг утачивает свою скучную избитость, становится уместной и выразительной. К Б.р. относятся глагольные рифмы, пары существительных с окончанием на «-ение» и «-ание», прилагательные на "-ой" и т. п. Ещё в ХVII– ХVIII веке русские поэты избегали Б.р.: «Рифмой наглагольной гнушаемся мы» – говорил поэт (князь Ширинский-Шихматов), за что получил от Батюшкова прозвище «Шихматов безглагольный».
Из недр, из устия вертепа
Шипят трижальные змии,
И всем шипения сии
Вещают: здесь гниёт Мазепа!
Шихматов (Поэма «Пётр Великий», 1810 г.) |
|
| |
| (от ирландского bard) - поэт-певец; исполняет собственные произведения в сопровождении "народного" инструмента (например, гитары). В произведениях Б. первичное значение отдается тексту; мелодия, музыка - вторичны. |
|
| |
|
Краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном басенном сюжете действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери. |
|
| |
| в древней Руси профессиональный рассказчик басен, историй, сказок. |
|
| |
| Скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). |
|
| |
| простая, безыскусная рифма, в которой звуки совпадают только после ударного гласного: страх–размах. К Б.р. относятся глагольные рифмы: пить-бить; рифмы-прилагательные: тупой – живой; такие рифмы подталкивают к облегчённой рифмовке. Ещё в ХVII– ХVIII веке дабы не впасть в банальность поэты отказывались от глагольной рифмы. В произведении Стефана Яворского «Стихи на измену Мазепы» (1709 г.), на 88 сток нет ни одной глагольной рифмы.
Пролиял еси зверски кровь премногу,
Яже вопиёт гласно на тя к богу.
Божия храмы быша днесь вертепы
От шведского льва и волка Мазепы. |
|