| |
| (от лат. cento - лоскутное одеяло)
1) Жанр, популярный в поздней античности и представляющий собой мозаику цитат.
2) Стихотворение, целиком составленное из строк (цитат) других поэтических произведений.
Эффект центона основан на совпадении или контрасте нового контекста с контекстом-источником. В современной литературе - художественный приём в постмодернистской поэзии. |
|
| |
| (от лат. - привожу, вызываю) — дословное включение автором в собственный текст фрагмента из другого текста. Хотя встречаются и автоцитаты, чаще всего цитаты представляют собой выдержки из «чужого» текста. Они встречаются как в словесно-художественном, публицистическом, литературно-критическом, научном текстах, так и в обиходе, а также театральном и кинематографическом искусствах. В связи с этим можно говорить о двух функциях, одновременно выполняемых цитатой: она одновременно является и элементом вновь создаваемого текста, и частью старого. Во многих литературно-художественных и литературно-критических произведениях неотъемлемой частью текста становятся цитатные эпиграфы. В XX веке широкое распространение в мировой литературе получили цитатные заглавия. Среди произведений отечественной словесности можно к таковым отнести «Хождение по мукам» А.Н. Толстого (заглавие из древнерусского сказания «Хождение Богородицы по мукам»), «Живи как хочешь» М.А. Алданова (из афоризма Эпиктета: «Свобода есть не что иное, как право жить как хочется»), «Поэма без героя» А.А. Ахматовой (из подзаголовка романа У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия: Роман без героя»), «Река времен» Б.К. Зайцева (из начальной строки последнего стихотворения Г.Р. Державина «Река времен в своем стремленьи...»). |
|