Лекция 1
Информация – это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Мы живем в информационном обществе, где информация находится, встречается повсюду в различных видах. Важно понимать, осознавать насколько информация является неотъемлемойчастью жизни современного человека. Информация встречается на разных носителях, в разных форматах. Грамотное манипулированиеинформацией позволяет находиться в центре всех событий, которые происходят в мире каждый день. Информационная культура стала неотъемлемой частью человеческого общества. Поэтому информационная грамотность должна воспитываться в человеке с самых ранних лет. Сегодня культура человека включает обязательно в себя «информационную культуру», которая в свою очередь состоит из «традиционной книжной культуры», «компьютерной культуры». Эти понятия можно объединить в один термин «Информационное мировоззрение», сутью которого является ценностное (осмысленное, ответственное) отношение к информации, к создаваемым и используемым информационным продуктам, техническим средствам, информационным технологиям. Информационное мировоззрение — это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационное мировоззрение неразрывно связано с мотивацией обучающихся на информационную подготовку, в частности на изучение «информационной грамотности». Это понятие очень близко к понятию «Информационная культура личности». Рассмотрим сходства и различия. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества. |