Тема: Методика чтения сказок .
п л а н

I. Педагогическая ценность чтения сказок.

II. Классификация сказок.

л и т е р а т у р а

1.Бушуева Л.С. Развитие связной монологической речи у младших школьников при изучении сказки. НШ., №7, 2011г.
2.Пантюхина Н.А. Ненецкая сказка «Кукушка», НШ,№ 10, 2011г.

1.О педагогической ценности чтения сказок.
Младших школьников захватывает занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, привлекают герои - смелые, сильные и находчивые. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, напевность красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок колоритны, и они четко делятся на добрых, справедливых и на злых. жадных. Дети радуются, когда побеждает справедливость. Сказка развивает оценочные суждения школьников, в процессе работы дети неоднократно сталкиваются с вопросами: Что ценится в людях, За что наказывают, а за что поощряют т д. Сказки несут в себе большой потенциал нравственных поучений. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, их мажорная концовка, что особенно нравится детям. Очень важна и познавательная сторона сказки. В народной сказке о своей жизни повествует сам ее создатель - народ. Отдельные детали повествования о труде. быте, материальных лишениях и невзгодах позволяют представить особенности жизни народа в определенное время, думы и мечты людей. Велико значение сказок и как средства развития речи. Текст сказок - прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства.
Согласно программе, в нач.кл. дети лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные композиционные особенности  сказки: наличие вымысла и наличие повторов, зачина, концовки.В сказке обычно повторяется один основной эпизод.Повторы связаны с появлением новых героев.
Традиционно сказки делятся на группы: сказки о животных, волшебные и бытовые.

2. Сказки о животных.
В данных сказках действуют животные. При работе с такими сказками используются следующие приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учениками. словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии. Школьная практика показывает, что дети хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Поэтому, нужно так рассказывать сказку детям, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Вначале сказка анализируется как реалистический рассказ; ученики должны понимать конкретное содержание, правильно представить развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ‘’переносить’’ детей на аналогичные случаи из жизни.

3. Волшебные сказки.
В волшебных сказках всегда действуют нереальные силы, страшные чудовища, чудесные предметы. В каждой из таких сказок герои прибегают к помощи волшебных предметов. Специфика волшебных сказок заключается в том, что в них совершаются необычные превращения, действуют нереальные силы. Поэтому и при разборе необходимо выяснить направленность волшебных сил - кому они помогают и почему. В остальном анализ сказки осуществляется как анализ рассказа.



Последнее изменение: Tuesday 13 May 2014, 21:03