Тема: Методика чтения стихотворений .
План.
1.Особенности стихотворной речи.
2.Анализ эпических стихотворений на уроках литературного чтения.
3. Анализ лирических стихотворений на уроках литературного чтения
л и т е р а т у р а
1. Е.И. Машукова. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»/Начальная школа, №2, 2013г.
2.Е.Карпова .О некоторых приемах запоминания стихотворений/Начальная школа, №1, 2013г.
3. В.В. Заишлова. Лирика природы. Стихотворение С.А. Есенина» Черемуха»/ Начальная школа, №5, 2011г.
4.С.И. Поздеева, О.И. Прудникова .Ресурсы использования приема «синквейн» на уроках литературного чтения/Начальная школа,№7, 2013г.
Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.
Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, в центре таких стихотворений - образы-персонажи. Данное свойство сближает эпические стихотворения с рассказом, повестью. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного содержания произведения, от его идейно-тематической основы. В эпических произведениях часто используется диалог, что позволяет автору достаточно живо и ярко описать события.
В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Своеобразие лирического стихотворения в том, что переживания, внутренний мир героя занимает центральное место. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями. философскими размышлениями. В учебниках начальной школы представлена пейзажная и социально-политическая лирика.
Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет такую же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза к анализу и через него к синтезу более высокого качества. Однако, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.
При подготовке к чтению пейзажной лирики учителю рекомендуется подготовить и провести экскурсию для детей, тщательно отобрать репродукции картин художников, музыкальные произведения. Прослушивание музыкальных произведений является эффективным приемом, так как у детей создается настрой, соответствующий изучаемому произведению.
Использование произведений живописи перед чтением стихотворений о природе не всегда целесообразно. Просмотр картины непосредственно перед чтением стихотворения может затруднить его восприятие, так как словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. При решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке непосредственно перед чтением многое будет зависеть от соответствия картины и стихотворения.
Целенаправленная работа над изобразительными средствами языка является одним из условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с эпитетами, сравнениями, метафорами.
Своеобразие лирических стихотворений социально-политического плана состоит в том, что объектом изображения являются общественные события, факты истории, Родина. В процессе работы выясняется, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Ученики определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.
План.
1.Особенности стихотворной речи.
2.Анализ эпических стихотворений на уроках литературного чтения.
3. Анализ лирических стихотворений на уроках литературного чтения
л и т е р а т у р а
1. Е.И. Машукова. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»/Начальная школа, №2, 2013г.
2.Е.Карпова .О некоторых приемах запоминания стихотворений/Начальная школа, №1, 2013г.
3. В.В. Заишлова. Лирика природы. Стихотворение С.А. Есенина» Черемуха»/ Начальная школа, №5, 2011г.
4.С.И. Поздеева, О.И. Прудникова .Ресурсы использования приема «синквейн» на уроках литературного чтения/Начальная школа,№7, 2013г.
Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.
Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, в центре таких стихотворений - образы-персонажи. Данное свойство сближает эпические стихотворения с рассказом, повестью. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного содержания произведения, от его идейно-тематической основы. В эпических произведениях часто используется диалог, что позволяет автору достаточно живо и ярко описать события.
В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Своеобразие лирического стихотворения в том, что переживания, внутренний мир героя занимает центральное место. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями. философскими размышлениями. В учебниках начальной школы представлена пейзажная и социально-политическая лирика.
Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет такую же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза к анализу и через него к синтезу более высокого качества. Однако, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.
При подготовке к чтению пейзажной лирики учителю рекомендуется подготовить и провести экскурсию для детей, тщательно отобрать репродукции картин художников, музыкальные произведения. Прослушивание музыкальных произведений является эффективным приемом, так как у детей создается настрой, соответствующий изучаемому произведению.
Использование произведений живописи перед чтением стихотворений о природе не всегда целесообразно. Просмотр картины непосредственно перед чтением стихотворения может затруднить его восприятие, так как словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. При решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке непосредственно перед чтением многое будет зависеть от соответствия картины и стихотворения.
Целенаправленная работа над изобразительными средствами языка является одним из условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с эпитетами, сравнениями, метафорами.
Своеобразие лирических стихотворений социально-политического плана состоит в том, что объектом изображения являются общественные события, факты истории, Родина. В процессе работы выясняется, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Ученики определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.
Последнее изменение: Tuesday 13 May 2014, 21:01