тема : Методика чтения басен.
п л а н
I. Басня как жанр лиро-эпической литературы.
II. Особенности методики анализа басни.
л и т е р а т у р а
1.Е.В. Филимонова Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»/ Начальная школа, №6, 2013г.
2. Т.В. Рыжкова Работа с иллюстрациями к басням И.А. Крылова на уроках литературного чтения/Начальная школа,№6, 2013г.
3.Л.С. Бушуева .Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра/Начальная школа,№ 6, 2013г.
1. Особенности басни.
Басня - одна из форм эпического жанра. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А. Крылова.
Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств:
* басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учеников. Каждая басня - это сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости , рассказывает о людских пороках.
* Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка очень много дают для развития мышления и речи учеников. Для учеников басня - это образец краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Привлекательны и образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами.
2. Особенности методики анализа басни.
Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали и аллегории /иносказания/.Центральные вопросы анализа басни и связаны с данными особенностями.
В методике традиционно считается /Е.А. Адамович, Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова и др./ начинать работу над текстом басни с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла и рассматривается мораль.
По мнению Л.В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо подготовки предлагать ученикам выяснить основную мысль басни. После выяснения главной мысли дети разбирают мораль, сами читают басню и анализируют речевые обороты.
Однако, практика показывает, что оптимальным является следующий путь работы: от правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни дети переходят к выделению ее главной мысли. При этом, главная мысль - это вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.
Примерная структура урока чтения и анализа басни:
1. Подготовительная работа.
* рассказ учителя об авторе басни;
* викторина по материалу прочитанных басен;
* беседа о повадках животных.
2. Чтение басни учителем или прослушивание записи.
3. Беседа эмоционально-оценочного плана.
4. Анализ конкретного содержания басни.
* уточнение структуры и композиции басни;
* выяснение мотивов поведения действующих лиц;
* выяснение главной мысли конкретного содержания басни.
5. Раскрытие аллегории.
6. Анализ морали.
7. Аналогия из жизни.
п л а н
I. Басня как жанр лиро-эпической литературы.
II. Особенности методики анализа басни.
л и т е р а т у р а
1.Е.В. Филимонова Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»/ Начальная школа, №6, 2013г.
2. Т.В. Рыжкова Работа с иллюстрациями к басням И.А. Крылова на уроках литературного чтения/Начальная школа,№6, 2013г.
3.Л.С. Бушуева .Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра/Начальная школа,№ 6, 2013г.
1. Особенности басни.
Басня - одна из форм эпического жанра. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А. Крылова.
Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств:
* басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учеников. Каждая басня - это сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости , рассказывает о людских пороках.
* Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка очень много дают для развития мышления и речи учеников. Для учеников басня - это образец краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Привлекательны и образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами.
2. Особенности методики анализа басни.
Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали и аллегории /иносказания/.Центральные вопросы анализа басни и связаны с данными особенностями.
В методике традиционно считается /Е.А. Адамович, Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербакова и др./ начинать работу над текстом басни с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла и рассматривается мораль.
По мнению Л.В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо подготовки предлагать ученикам выяснить основную мысль басни. После выяснения главной мысли дети разбирают мораль, сами читают басню и анализируют речевые обороты.
Однако, практика показывает, что оптимальным является следующий путь работы: от правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни дети переходят к выделению ее главной мысли. При этом, главная мысль - это вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.
Примерная структура урока чтения и анализа басни:
1. Подготовительная работа.
* рассказ учителя об авторе басни;
* викторина по материалу прочитанных басен;
* беседа о повадках животных.
2. Чтение басни учителем или прослушивание записи.
3. Беседа эмоционально-оценочного плана.
4. Анализ конкретного содержания басни.
* уточнение структуры и композиции басни;
* выяснение мотивов поведения действующих лиц;
* выяснение главной мысли конкретного содержания басни.
5. Раскрытие аллегории.
6. Анализ морали.
7. Аналогия из жизни.
Последнее изменение: Tuesday 13 May 2014, 20:59