Басня — одна из форм эпического жанра, или вид эпической поэзии, появилась задолго до нашей эры. Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.
1. Каждая басня — метко нарисованная сценка из жизни, по этому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.
2. В басне, как правило, присутствует осуждение того или иного порока, недостатка, поступка, что при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит?).
3. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся.
4. Размер басни обычно не превышает 20—З0 строк, но по содержанию это — пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
5. Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и своей яркостью.
Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Учитываются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (например, басни Л.Н. Толстого написаны в прозе).
Один из главных вопросов анализа басен связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.
Если главная мысль и мораль басни просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения, то более целесообразно сразу же после первичного восприятия басни, без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?»
Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов.
Если сущность морали сложна для учащихся (например, в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»),то при первом чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение.
Дальнейшая работа включает следующие компоненты: анализ произведения, выяснение главной мысли, раскрытие аллегории, анализ морали.
При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.