Существование различных видов текстов предполагает существование различных типов чтения. Все типы дифференцируются по целевой установке. Всего выделяют 4 типа/вида чтения:
3. Поисковое.
Ознакомительное чтение представляет собой речевое действие, при котором предметом внимания становится любое речевое произведение (статья, книга) без установки на получение определенной информации. Это, так называемое, чтение «для себя», без предварительной установки на использование или воспроизведение прочитанной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача – извлечь всю основную информацию после быстрого прочтения.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Основная цель такого типа чтения - получение самого общего представления о том, что рассматривается в тексте. Здесь применяется беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам.
Поисковое чтение применяется при чтении газет и литературы по специальности. Его целью является быстрое нахождение в тексте определенных данных (фактов, понятий, характеристики т.д.). Данный вид направлен на нахождение в тексте конкретной информации.
Изучающее чтение означает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации,также - критическое осмысление . Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста.
Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются следующие:
высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала;
гибкость чтения, т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Высокая скорость и гибкость чтения являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса чтения.
Это такие умения, как:
- умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания;
- предвидеть в процессе чтения то, что будет сказано дальше;
- определять ключевые места текста;
- вычленять основную мысль высказывания;
- отличать существенное от несущественного в воспринимаемой информации;
- устанавливать (и игнорировать, если это необходимо) избыточные детали информации;
- ставить вопросы в процессе восприятия текста;
- определять логику, структуру высказывания;
- делать выводы и формулировать их своими словами;
- критически оценивать полученную информацию, реагировать на нее и использовать ее в соответствующих жизненных ситуациях.
Следовательно, при обучении чтению учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьниками. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста.
Как правило, выделяются три функции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.
Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать). Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня (читаю, чтобы эмоционально наслаждаться).