Стихотворные произведения способствуют обогащению внутреннего мира ребенка в плане получения нравственного опыта, формирования того запаса жизненных сведений и впечатлений, которые человек выражает с помощью языка. Первостепенная задача учителя научить ребенка понимать язык поэзии, развить "зоркость по отношению к красоте". Это особенно важно в период младшего школьного возраста, когда восприятие ко всему живому, что окружает ребенка, несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.

Учителю необходимо знать теоретические основы стиховедения для того, чтобы выбрать правильные методы и формы работы над произведением. Знание звуко-ритмо-мелодических особенностей стиха, умение видеть и понимать изобразительные средства языка, метафоры, эпитеты – все это способствует глубокому осмыслению поэтического произведения. «В основе структурного анализа лежит взгляд на литературное произведение как на органическое целое. Текст в этом анализе воспринимается не как механическая сумма составляющих его элементов, и "отдельность" этих элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется лишь в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста». (Лотман Ю. 1996)

1.Стихосложение

1.1.У истоков стихосложения

Стихосложение (гр. stichos-ряд, строка), или версификация (лат. versus-стих, вирша), едва ли могло быть определено как сложение стихотворных строк, составление из них поэтического текста, в частности строфического. Насущнее другое понимание: не текст сложить из строк (стихов), а стихотворную строку – из … чего? Тут само слово сложить – сложение – с корнем слог/слож как бы подсказывает: из слогов. Стих по природе своей, как правило, неравнодушен к слогу, предписывает ему ту или иную форму «поведения» внутри строки. (А.А. Илюшин 1999)

Известный в свое время поэт Антиох Кантемир считал, что если в каждой отдельной стихотворной строке будет содержаться одинаковое число слогов, то такие строки будут звучать размеренно, а это и будет поэзия. Наводя стихотворный порядок, Кантемир основывался на равном числе слогов в отдельных стихах. Поэтому такая система стихосложения называется силлабическая. Но как бы не пытался Кантемир усовершенствовать такие стихи, они оставались «шероховатыми», «прыгающими», неровными.

Уме недозрелый плод, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки!

Тредиаковский почувствовал, что если чуть отредактировать этот стих, то может получиться ритмичнее: «Ум толь слабый, плод трудов / Краткия науки!». А ведь это уже модель хорея, это метрический прообраз таких стихов (они будут написаны в XIX веке), как «Колокольчики мои, / Цветики степные! / Что глядите на меня, / Темно – голубые?» (А. К. Толстой). Так родился настоящий русский хорей. Поэтому пришлось менять всю систему стихосложения: не считать слоги, а слушать ритм. Самым главным в стихах стало ударение. ( Л.В. Чернец 1999)

Следующий, гораздо более решительный шаг сделали в XVIII веке реформаторы русского стиха В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Был поставлен знак равенства между долготой и ударностью: долгими предполагалось считать только ударные слоги, краткими – безударные. Так начиналось силлабо–тоническое стихосложение. ( Л.В. Чернец 1999)

^ Силлабо-тоническое стихосложение установилось в середине XVIII века (реформа В. Тредиаковского – М. Ломоносова). Оно основано на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Минимальное повторяющееся сочетание сильных и слабых мест в стихе называется стопой. Слоги, на которые не падают ударения, называют слабые места. Их отмечают знаком «
». Слоги на которые могут падать ударения, называют сильные места. Их отмечают знаком «—». Соединение стоп одного вида называется метром. Слово «метр» произошло от греческого METRON – мера (Княжицкий А. И., Лейбова А.В., Хурумов, 1995)

«Для того чтобы поэзия получила свой язык, созданный на основании естественного, но ему не равный, для того чтобы она стала искусством, потребовалось много усилий. На заре словесного искусства возникло категорическое требование: язык литературы должен отличаться от обыденного, воспроизведение действительности средствами языка с художественной целью - от информационной. Так определилась необходимость поэзии». (Лотман Ю. 1996)

Далее рассмотрим подробнее понятие стихотворного размера, которое плавно вытекает из всего вышесказанного и определяет основу стихосложения.

1.2. Стихотворный размер (Тимофеев Л. И., Тураев С.В., 1985)

Число стоп в стихе называется размером. Определяется он простым подсчетом.

Ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий – метры силлаботонического стихосложения.


  • Ямб – двусложный размер. Ударение падает на второй слог.




Все черновые варианты, которые правил Пушкин, - ямбические стихи. В его замысле менялся только стиль и оттенки смысла.

В тот год осенняя погода
∪∪

Стояла долго на дворе.


Зимы, ждала, ждала природа


Снег выпал только в январе.


  • Хорей – двусложный метр, начинающийся с сильного места («—»), потом слабое («
    »), потом опять сильное.


Буря мглою небо кроет, —


Вихри снежные крутя; —


То, как зверь она завоет, —


То заплачет, как дитя… —


  • Анапест – размер, в стопе которого одно сильное и два слабых места, наиболее характерен для поэтов второй половины XIX века (Н. Некрасов, А. Фет)


(
∪∪—). Это трехсложный метр. Читаем у Фета:

Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...

Дактиль – трехсложный метр, в котором ударение падает на 1,4, 7, 10 и т. д. слоги. В данном случае последняя строка в каждом стихе неполна: не хватает или одного, или двух слогов после последнего ударного. В конце строки достаточно одного ударного слога. В конце стиха стопа может выглядеть и как - —
∪∪, и как —X (X – отсутствующий безударный слог). Дактиль популярен был у Фета А., Майкова А., Некрасова Н. (Н. Бассель 1984). Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»:

«В нашем болотистом, низменном крае —
∪∪∪∪∪∪

Впятеро больше бы дичи велось, —
∪∪∪∪∪∪

Кабы сетями ее не ловили, —
∪∪∪∪∪∪

Кабы силками ее не давили…» —
∪∪∪∪∪∪


  • Амфибрахий – трехсложный размер, где ударение падает на второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и так далее слоги (
    ).


Шумела полночная вьюга
∪∪∪∪∪∪

В лесной и глухой стороне
∪∪∪∪∪∪

В XVIII веке амфибрахий в широкую практику был введен В. Жуковским. К нему обращались М. Лермонтов, А.Фет, А. Толстой. Двухсложный размер задает оптимистический характер, трехстопный - лирический характер. (Н. Бассель 1984)

Для объяснения стихотворного размера детям очень удобна следующая градация:


  • Я
    мб Иван

  • Х
    орей Ваня

  • А
    напест Иоанн

  • Д
    актиль Ванечка

  • А
    мфибрахий Ванюша



Часто поэт в одном и том же стихотворении вводит строки разного размера, для того, чтобы таким образом обратить на него наше внимание. Если все произведение написано такими упорядоченно чередующимися строчками разного размера одного о того же метра, то размер этого стихотворения называется разностопным. Размер произведения, написанного неупорядоченно чередующимися стихами разной длины, называется вольным. ( Л.В. Чернец 1999). Большинство басен И. Крылова написано вольным ямбом. «Итак, ритмико-метрическая структура - это не изолированная система, не лишенная внутренних противоречий схема распределения ударных и безударных слогов, а конфликт, напряжение между различными типами структуры. Игра сращивающихся закономерностей порождает ту "случайность в обусловленности", которая обеспечивает поэзии высокое информативное содержание». (Лотман Ю. 1996)

Последнее изменение: Sunday 16 November 2014, 21:53