Рифма. Ритм. Строфа.
Когда мы слушаем или читаем стихи, то улавливаем в них какую-то закономерность, последовательность, определенность. Читая каждую следующую строку стихотворения, мы ожидаем повторения условленного порядка. "Стройность", "соразмерность" – такому значению соответствует слово ритм. Слово рифма – того же греческого происхождения. В. М. Жирмунский писал: "Должно отнести к понятию рифмы всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения". (Лотман Ю. 1996)
Самый больной и щепетильный для рифмы вопрос – это вопрос о том, насколько необходимое ее присутствие в русском стихе. Мировая литература дала замечательные образцы безрифменного - белого стиха. Раздавались голоса против рифмы, ее "засилья" в культуре стиха. Выступали и ее ревностные защитники, отводившие безрифменному стиху скромное место в стороне от основной линии развития нашей стиховой культуры. (В.Н. Бредихина, И.В. Алясова 2001) В учебнике «Русское слово. 2 класс» приведен пример белого стиха замечательного, несправедливо забытого, крепостного русского поэта XIX века Спиридона Дмитриевича Дрожжина:
Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние
Теплом растопит солнышко.
Как воск снега пушистые.
Здесь ритмический рисунок создает нежное романтическое настроение, любование красотой природы.
Представляют интерес вопросы, связанные с грамматикой рифмы. Какие части речи с какими рифмуются и могут рифмоваться? Очевидно то, что существительное легко рифмуется с существительным, прилагательное с прилагательным, глагол с глаголом (особенно, если рифмующиеся слова в одинаковых грамматических формах – падежа, лица, числа). Глагольная рифма ярко прослеживается в стихотворении Жуковского "Птичка":
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет,
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Рифму способны составить и разные части речи – существительное с глаголом, прилагательное с наречием. Например, у А. С. Пушкина в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" мы наблюдаем рифму: "молодая" – "расцветая", «слово – готово», «наконец – царь-отец», «тебя – любя»... . Подобные созвучия требуют от стихотворца несколько (порою намного) большей изобретательности. ( Л.В. Чернец 1999)
Характеристика рифмования связана также с вопросом о порядке расположения концевых созвучий стихов друг относительно друга – о конфигурации рифм. В этой связи отмечено, что рифмы бывают парные, перекрестные и кольцевые.
-
Парная рифмовка обозначается так: а а (если рифма мужская), например, в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. Пушкина:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
-
При перекрестной рифмовке стихи рифмуются через один: первый с третьим, второй с четвертым и так далее. Обозначается этот способ рифмовки так: абаб, АбАб, АБАБ, аБаБ. Для примера можно рассмотреть стихотворение А. Барто "Уехали":
^
О н на чужих ворчать привык а
Совсем как взрослый пес, б
И вдруг приехал грузовик а
И всех ребят увез. б
В этом стихотворении рифма перекрестная мужская. Стихи более отрывочные, динамичные.
-
При кольцевом способе рифмовки рифмуются первый и четвертый стих, второй и третий. Обозначается охватный способ рифмовки так: абаб, АббА, АБАБ, аББа.
«Смерть зимы»
С лазури сыплются лучи,
Растут проталины по склонам;
Звеня шумливым перезвоном,
Текут, журчат и бьют ключи.
(Аполлон Коринфский. Из «Сказок весны»)
В этом стихотворении рифмуются первая и четвертая строки.
«Именно с рифмы начинается та конструкция содержания, которая составляет характерную черту поэзии. В этом смысле принцип рифменности может быть прослежен и на более высоких структурных уровнях. Рифма в равной мере принадлежит метрической, фонологической и семантической организации. Слабая, по сравнению с другими стиховедческими категориями, изученность рифмы в значительной мере связана со сложностью ее природы». (Лотман Ю. 1996)
И, наконец, последнее, что необходимо сказать о структурной организации стихотворной речи, это строфа. Рифмы организуют стихи в строфические группы. Строфа – это группа стихов, объединенных по способу рифмовки; зачастую строфе одинаковым числом стихов, одинаковым типом рифм и способом рифмовки бывает несколько. Строфы выделяются графически, то есть первую строфу от другой отделяет пробел. Простейший вид строфы – двустишие: два стиха, объединенных одной рифмой. (Калганова Т. А., 1995)
Осеню себя осенью – в дальний лес уйду.
В день туманный и серенький подойду к пруду...
(И. Северянин «Осенние листья»)
Самым распространенным видом строфы является отдельно стоящее четверостишие – катрен.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес
Ель надломленная стонет
Глухо шепчет темный лес.
(Н. Некрасов «Перед дождем»)
Строфическое членение текста повторяет на более высоком уровне внутристиховые отношения. Подобно тому как возникновение стиха порождает два рода связей: внутристиховые и межстиховые, возникновение строфы порождает внутристрофические и межстрофические связи. (Лотман Ю. 1996)
1.5. Звуковые повторы
Существуют кроме рифмы и другие интересные способы "инструментовки" стиха. В их числе звуковые повторы аллитерация и ассонанс.
При повторе согласных звуков мы имеем дело с аллитерацией. Помимо повтора согласных звуков существует повтор гласных – ассонанс.
-
Аллитерация (повторы согласных звуков) – выделяет отдельные слова и строки и используется для того, чтобы передать пение птиц, шорох, шум, топот копыт и другие звуки окружающей нас жизни.
[л] – плавность, напевность
[н] – нежность, сон
[м] – мать, милая, мягкая
[д, т] – душно, туман, тьма
[ш] – шум, шорох
[р] – звуки грома, голос вороны...
«Во-р-р-рона кар-р-р-кнула во все воронье горло». (И.Крылов. Ворона и лисица.)
-
Ассонанс (повторы гласных звуков). Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи.
[о] – высокая, глубокая
[и] – близкое, низкое
[а] – широта, даль, безграничность, океан
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в краю далеком?
Что кинул он в краю родном?..
(М.Лермонтов. Парус.)
М. В. Ломоносов считал, что звуки обладают содержанием и смыслом. Например, частое повторение звука «А» способствует тому, что «читающий ощущает пространство, великолепие, глубину и вышину». Частое повторение звуков «Е», «И» ведет к изображению нежности и ласковости. Звуки «М», «Л», «Н» более приятны нашему слуху, чем «Р», «Т», «Г». Звуки «Ф», «Т», «Ц» вызывают неприятное, отталкивающее ощущение. Каждый человек, по мнению М. В. Ломоносова, должен «уметь слушать» звук родной речи, понимать законы благозвучия, то есть чистого и красивого звучания.
Работа над звуковой стороной речи имеет огромное значение для формирования поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства.( http://svitk.ru/004_book_book/14b/3142_juravlev-zvuk_i_smisl.php