ВВЕДЕНИЕ
1.Курс «Методика обучения русскому языку и литературе» читается на факультете начальных классов КГПУ студентам 2-4 курсов. Дисциплина «Методика обучения русскому языку и литературе» занимает важное место в ряду педагогических наук, поскольку призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся. Курс опирается на достижения лингвистики:на функциональную грамматику, теорию словообразования, фонологию и фонетику, теорию культуры речи, теорию речевой деятельности, типологию и лингвистику текста, функциональную стилистику и стилистику художественной речи. Учтены успехи психологии восприятия речи, общения, восприятия художественной литературы, усвоения механизмов чтения, письма, проверки орфограмм. Дисциплина опирается на современные дидактические типологии методов, на теории развивающего обучения, интеллектуального развития школьников, формирования умственных действий.
2. Курс содержит возможности для удовлетворения образовательных интересов студентов, обеспечивая формирование профессиональной компетентности будущего педагога. Студенты будут подготовлены к комплексному использованию теоретического и технологического инструментария, смогут оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: студент должен: знать основные категории русского языка, детскую литературу, основы теории литературы, теорию методики; владеть навыками обучения младших школьников основам лингвистической и литературоведческой науки, способами формирования навыка чтения, читательской деятельности, развития устной и письменной речи; сформировать у учащихся навыки культурного речевого общения; анализировать содержание экспериментальных программ и учебников по русскому языку, чтению и литературе, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал по русскому языку, чтению и литературе; самостоятельно получать необходимую информацию из соответствующей литературы.
4. Протяженность дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» для студентов составляет 5 семестров. Изучение данной дисциплины начинается с 3 учебного семестра, базой для нее выступают курсы «Практикум по русскому правописанию», «Русский язык», «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Психология», «Педагогика».
5. Цель курса: вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности работы по овладению языковыми ресурсами и учениями. Теоретическая, фундаментальная цель – исследовать процесс овладения знаниями и умениями, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, привести в систему, создать научные основы конструирования технологий, уроков, их циклов, форм обратной связи. Задачи дисциплины: раскрыть методы и приемы обучения детей первоначальным навыкам чтения и письма; познакомить с системой работы над формированием и совершенствованием навыка чтения; раскрыть принципы анализа литературного произведения в начальной школе; вооружить знаниями о формировании ребенка-читателя в современных условиях; познакомить с книгоиздательскими формами, которые могут быть использованы в качестве учебного материала для формирования основ читательской самостоятельности; раскрыть систему работы над лингвистическими понятиями в начальных классах; познакомить с научными основами формирования орфографического навыка у детей младшего школьного возраста; познакомить с методикой работы над орфографическим правилом в начальной школе; раскрыть систему работы по развитию речи ребенка младшего школьного возраста; вооружить знанием принципов формирования культуры речи младшего школьника.
Курс предполагает изучение: 1) содержания изучаемого; 2) деятельности учителя, организующего процесс и подающего материал; 3) деятельности учащихся, открывающих для себя новое знание, овладевающих умениями; 4) результата усвоения, положительное и отрицательное в нем.
6. Процесс освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» осуществляется на семинарских и лабораторных занятиях. На занятиях предполагается использовать как традиционные, так и относительно новые технологии обучения. Специфика курса диктует целесообразность использования кооперативных техник.
Последнее изменение: Friday 10 April 2015, 22:31