Ознакомительное чтение - это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознакомительное чтение базируется на приемах общего охвата содержания, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.
Эти умения формируются в процессе выполнения специальных упражнений, в основе которых лежат такие задания:
a)изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста; b)прочитать предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них (сравнить смысл);
d)подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основной информации;
c)найти в тексте ключевые слова, несущие основную информацию; f)найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план).
Перечисленные упражнения способствуют развитию умения быстро извлекать необходимую информацию, опуская второстепенное, несущественное. Приемы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстами упражнений, содержание которых тесно связано с теоретической частью параграфа.
Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для понимания. В них даются сведения о происхождении и жизни слов, о нормах их употребления, иллюстрируются те или иные положения теоретической части изучаемой темы и т.п..
Приемы ознакомительного чтения необходимы учащимся в работе с текстами примечаний к параграфам, где излагаются дополнительные сведения об изучаемых фактах, уточняются положения, раскрытые в основном тексте. Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся:
- найти ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа;
- что нового вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом;
- кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абзаца);
- найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...;
- прочитать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ....
Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьников применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основную цель задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установки на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления).
В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения. Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учитель предваряет чтение текста серией вопросов:
a)прочитайте задание к упражнению и ответьте на вопросы: с какого задания надо начинать выполнение упражнения и почему?
b)Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему?
c)Какой из этого следует вывод? Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)?
d)Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.
Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на ознакомительное чтение, давая такие, например, задания:
- прочитать задания к упражнению и найти те из них, которые связаны с изучаемой темой;
- прочитать задания к упражнению. На какую часть изученного материала нужно опираться при их выполнении?
Эти умения формируются в процессе выполнения специальных упражнений, в основе которых лежат такие задания:
a)изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста; b)прочитать предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них (сравнить смысл);
d)подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основной информации;
c)найти в тексте ключевые слова, несущие основную информацию; f)найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план).
Перечисленные упражнения способствуют развитию умения быстро извлекать необходимую информацию, опуская второстепенное, несущественное. Приемы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстами упражнений, содержание которых тесно связано с теоретической частью параграфа.
Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для понимания. В них даются сведения о происхождении и жизни слов, о нормах их употребления, иллюстрируются те или иные положения теоретической части изучаемой темы и т.п..
Приемы ознакомительного чтения необходимы учащимся в работе с текстами примечаний к параграфам, где излагаются дополнительные сведения об изучаемых фактах, уточняются положения, раскрытые в основном тексте. Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся:
- найти ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа;
- что нового вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом;
- кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абзаца);
- найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...;
- прочитать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ....
Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьников применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основную цель задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установки на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления).
В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения. Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учитель предваряет чтение текста серией вопросов:
a)прочитайте задание к упражнению и ответьте на вопросы: с какого задания надо начинать выполнение упражнения и почему?
b)Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему?
c)Какой из этого следует вывод? Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)?
d)Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.
Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на ознакомительное чтение, давая такие, например, задания:
- прочитать задания к упражнению и найти те из них, которые связаны с изучаемой темой;
- прочитать задания к упражнению. На какую часть изученного материала нужно опираться при их выполнении?
Последнее изменение: Thursday 17 September 2015, 17:12