Гражданско-патриотического воспитания молодежи в высших учебных заведениях.

Основные направления (ТГУ им. Г.Р. Державина).

духовно-нравственное –осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма;

историческое –познание корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц;

ценностное – воспитание важнейших духовнонравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;

профессиональнодеятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретные цели, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;

психологическое –формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социальнопсихологических процессов в воинских

и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов;

воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебнобоевых задач, организацией военной и других видов

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию студентов вуза можно выделить несколько направлений (УГПУ):

·  Гражданско-патриотическое и военно-историческое (проведение торжественных собраний, встреч с ветеранами, руководителями ветеранских общественных организаций, посвященные ратной и трудовой доблести уральцев, проблемам патриотического воспитания молодежи, презентация деятельности поискового отряда «Стикс»; вахта памяти; выставки детских рисунков «Сыны Отечества»; диспут «Что значит быть патриотом?»; дебаты «Альтернативная гражданская служба: «За» и «Против» и др.);

·  Духовно-нравственное и эстетическое (литературно-музыкальные вечера «Солдаты Родины моей», просмотр видеофильмов из серии «Твои Герои, Урал», творческие встречи с бардами и авторами-исполнителями песен патриотической тематики, проведение викторин, олимпиад, конкурсов об истории и традициях российского государства, Вооруженных Сил, организация выставок в музеях «Шурави» и Истории УрГПУ, а также книжно-иллюстративных выставок научной библиотеки, проведение литературной гостиной «Войну забыть нельзя», конкурсы эссе, плакатов, реферативных работ студентов и школьников об истории своих семей, участниках Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, тружеников тыла, исследовательских работ «Моя семья в военной истории Отечества», проведение брейн-ринга «Наш адрес - Россия»);

·  Социально-реабилитационное (проведение акции «Ветеран», Дня донора, проведение мероприятий на социальных объектах студенческими отрядами, помощь военнослужащим и инвалидам, находящимся на излечении в госпиталях, проведение благотворительных концертов);

·  Спортивно-массовое (проведение традиционного лыжного пробега, посвященного памяти Героя Советского Союза Ю. Исламова, студенческой игры «Зарница», пожарно-прикладной эстафеты, соревнование «Конкурс молодого бойца студенческих отрядов»);

·  Организация работы с ветеранами военной службы, Великой Отечественной войны и локальных войн в рамках Месячника защитников Отечества и празднования Дня победы.

С.С. Сенатор Основы становления гражданственности студентов в условиях вузаю

Целевым индикатором сформированности гражданственности у студентов и параметрами оценка уровня эффективности проводимого в вузе гражданского воспитания, осуществляемого на основе использования системы критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов), являются:

· увеличение количества патриотических формирований в вузе (клубов, центров, детских и молодежных общественных объединений);

· активное участие молодежи в общественной и политической жизни общества и государства (участие в выборах, волонтерство, посещение музеев и выставок патриотической направленности, осознанное участие в общественных мероприятияхи пр.);

· рост числа студентов, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров, детских и молодежных общественных объединений

Важно также выделить активность участия студентов в организации и проведении:

–торжественных и массово-политических мероприятий, посвященных государственным праздникам, важнейшим историческим событиям, памятным датам в истории России; в подготовке и проведении посвященных героико-патриотическим событиям торжественных манифестаций, факельных шествий, митингов-реквиемов и др.;

– в поисковой работе по восстановлению имен солдат, погибших в Великой Отечественной войне, в Афганистане и Чечне, в создании и охране памятников, обелисков, мемориальных знаков и захоронений;

– студенческих дискуссионных клубов по проблемам социально-политической, экономической жизни государства, внутренней и внешнеполитической

деятельности;

– в общественных объединениях вуза, в деятельности Российского «Молодежного парламента», парламентов на уровне городов и районов РФ.

дополненный

Последнее изменение: Tuesday 7 April 2015, 13:05