Методологическую основу исследования составляют: философские воззрения на сущность человеческой личности, становление человека в образовании (Б. М. Бим-Бад, П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский); психологические теории личности и деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Аcмолов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.); концепция личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

В качестве методологической основы в исследовании выступают общенаучные и методологические принципы системного подхода (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин, В. А. Якунин и др.); теория деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков и др.); основные положения культурологического подхода (В. С. Библер, С. Д. Давыдова, Л. Н. Коган, Т. П. Малькова, и др.); теория и основные положения средового подхода (А. Я. Данилюк, В. А. Мастерова, Р. И. Туктарова и др.); методология инновационной деятельности (В.И.Загвязинский, М.М.Поташник, П.И.Третьяков) и др.

Теоретическая основа исследования

В основу исследования положены работы специалистов по гражданскому обществу (Р. Г. Апресян, А. О. Бурганов, И. М. Кольцов, В. Г. Левашов, А. И. Михайлова, Д. Н. Нечаев, Н. К. Радина, А. А. Уваров и др.); исследования в области гражданского воспитания (А. В. Беляев, А. С. Гаязов, Е. Р. Евдокимова, Е. А. Казаева, В. Ю. Каля, Д. В. Кириллов, Е. А. Князев, Н. Ф. Крицкая, Н. А. Савотина, И. С. Семененко, А. Н. Рощин, Г. Н. Филонов, М. В. Чельцов и др.); труды по проблемам патриотизма и патриотического воспитания (Г. В. Агапова, В. В. Дьяченко, Н. В. Ипполитова, Ш. И. Исмаилов, Н. Н. Казначеева, В. А. Кобылянский, О. Ю. Колпачева, В. А. Кольцова, В. А. Коробанов, Е. С. Королькова, А. В. Кузнецова, М. Б. Кусмарцев, В. К. Левашов, В. И. Лутовинов, М. И. Лычагин, М. Ю. Мартынов, В. Ю. Микрюков, О. А. Нефедкин, А. Ф. Никитин, Н. П. Овчинникова, В. В. Пионтковский, И. Я. Прошек, Е. Г. Радионов, Р. Л. Рождественская, А. В. Рябцев, Н.Ю.Синягина, Ю. П. Сентюрин, Н. А. Сиволюбова, Н. М. Снопко, А. В. Соснин, В. М. Хаустов и др.); работы по проблеме самосознания личности (В. С. Агапов, О. А. Белобрыкина, Е. Н. Васина, М. А. Гарнцев, У. Джемс, З. В. Диянова, Д. Ю. Дорофеев, Е. В. Егунова, В. В. Иванова, Г. Н. Кригер, В. Г. Моралов, Н. А. Мосина, О. Н. Полчанинова, О. В. Селезнева, А. Г. Спиркин, Л. В. Тимашева, Е. В. Черепанова, И. И. Чеснокова, Т. М. Щеглова) и патриотического самосознания (С. В. Дармодехин, А. К. Быков).

Существенное значение для построения исследования имеют работы по проблемам педагогического образования (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И.Д. Демакова, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Орлов, А. П. Тряпицина, И. Л. Федотенко, В. Д. Шадриков, Н. А. Шайденко и др.); исследования феномена воспитательно-образовательного пространства (Н. М. Борытко, А. Я. Данилюк, О.В.Заславская, И. А. Колесникова, В. А. Мастерова, А. В. Пономарев и др.).

Последнее изменение: Tuesday 7 April 2015, 17:31