Как мы уже говорили, в предыдущей лекции, исходным положением современной геоморфологии является представление о том, что рельеф формируется в результате взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов. Существует, кроме того, ряд факторов, которые непосредственно не участвуют в формирования рельефа, но влияют на его образование, определяя набор рельефообразующих процессов, степень интенсивности, пространственную локализацию воздействия тех или иных процессов. К числу таких факторов относятся вещественный состав пород, слагающих земную кору, геологические структуры, созданные тектоническими движениями прежних  геологических эпох, климатические условия и в определённой степени сам рельеф.

Свойства горных пород и их роль в рельефообразовании
Известно, что земная кора сложена горными по­родами разного генезиса и разнообразного химического и минера­логического состава. Эти различия находят отражение в свойствах пород и как следствие этого в их устойчивости по отношению к воздействию внешних сил. Различают породы более стойкие и менее стойкие, более податливые и менее податливые. В первом случае обычно имеют в виду стойкость пород по отношению к процессам выветривания, во втором — к воздействию на них теку­чих вод, ветра и других экзогенных сил.
Различные генетические группы горных пород по-разному реа­гируют на воздействие внешних сил. Так, осадочные горные по­роды являются довольно стойкими по отношению к выветриванию, но многие из них весьма податливы к разрушительной работе те­кучих вод и ветра (лёсс, пески, суглинки, мергели, галечники и т. д.), а магматические и метаморфические породы оказывают­ся слабо податливыми по отношению к размыву текучими водами, но сравнительно легко разрушаются под воздействием процессов выветривания. Объясняется это тем, что магматические и мета­морфические породы образовались в глубине Земли, в определен­ной термодинамической обстановке и при определенном соотно­шении химических элементов. Оказавшись на поверхности Земли, они попадают в новые условия, становятся неустойчивыми в этих условиях и под воздействием различных процессов (окисления, гидратации, растворения, гидролиза и др.) начинают разрушаться. Интенсивность разрушения определяется как физико-химическими свойствами пород, так и конкретными физико-географическими условиями, поскольку в разных природных зонах характер процес­сов выветривания и сноса продуктов выветривания имеет свои специфические особенности.
Из числа кристаллических пород более стойки по отношению, например, к физическому выветриванию породы мономинераль­ные, мелко- и равномерно-зернистые, светлоокрашенные, с массив­ной текстурой. Так, гранит — порода полиминеральная разруша­ется быстрее, чем кварцит — порода мономинеральная. Крупно- и неравномерно-зернистые граниты с более темной окраской в сходных условиях менее устойчивы, чем светлоокрашенные мелко- и равномерно-зернистые граниты. Гнейс — порода, сходная по структуре и минералогическому составу с гранитом, но имеющая иную текстуру (параллельно-сланцеватую или тонкополосчатую), подвержен более быстрому разрушительному воздействию вывет­ривания, чем гранит, характеризующийся массивной текстурой. Основные и ультраосновные магматические породы при прочих равных условиях под воздействием  выветривания разрушаются быстрее, чем породы кислые и средние.
Существенное влияние на интенсивность процессов физического выветривания оказывают такие свойства горных пород, как теп­лоемкость и теплопроводность. Так, чем меньше теплопроводность, тем большие температурные различия возникают на соседних уча­стках породы при ее нагревании и охлаждении и, как следствие этого, большие внутренние напряжения, которые и способствуют более быстрому ее разрушению.
Большое морфологическое значение имеет степень проницае­мости горных пород для дождевых и талых вод. Легко проницае­мые породы, поглощая воду, способствуют быстрому переводу по­верхностного стока в подземный. В результате участки, сложен­ные легкопроницаемыми породами, характеризуются слабым раз­витием эрозионных форм, а склоны этих форм вследствие незначи­тельного поверхностного стока долгое время могут сохранять большую крутизну. На участках, сложенных слабопроницаемыми породами, создаются благоприятные условия для возникновения и развития эрозионных форм, для выполаживания их склонов. За­легание водоупорных пластов в основаниях крутых склонов долин рек, берегов озер и морей способствует развитию оползневых про­цессов и специфического рельефа, свойственного районам развития оползней. Проницаемость горных пород может быть обусловлена либо их строением (рыхлым — пески, галечники; пористым — из­вестняки-ракушечники, различные туфы, пемза), либо их трещи-новатостью (известняки, доломиты, магматические и метаморфи­ческие породы). Следует подчеркнуть, что трещиноватость горных пород, способствуя заложению и развитию эрозионных форм, час­то определяет рисунок гидрографической сети в плане, особенно в ее верхних звеньях.
Большое морфологическое значение имеет такое свойство гор­ных пород, как растворимость. К числу легко- или относительно легкорастворимых пород относятся каменная соль, гипс, извест­няки, доломиты. В местах широкого развития этих пород форми­руются особые морфологические комплексы, обусловленные так называемыми карстовыми процессами.
Находит отражение в рельефе и такое свойство горных пород, как просадочность. Этим свойством, выражающимся в уменьше­нии объема породы при ее намокании, обладают лёссы и лёссо­видные суглинки. В результате просадки в областях распростра­нения этих пород обычно образуются неглубокие отрицательные формы рельефа.
Существует целый ряд других свойств, определяющих морфо­логическое значение пород и степень их устойчивости к воздействию внешних сил. В конечном счете совокупность физических в химических свойств горных пород приводит к тому, что породы более стойкие образуют, как правило, положительные формы рельефа, менее стойкие — отрицательные. Следует еще раз под­черкнуть, что относительная стойкость породы зависит не только от ее свойств, обусловленных химическим и минералогическим со­ставом. В значительной мере она определяется условиями окру­жающей среды. Одна и та же горная порода в одних условиях может выступать как стойкая, в других — как податливая. Поэто­му, как справедливо отмечает И. С. Щукин, если мы хотим учесть морфологическое значение тех или других пород в формирование рельефа исследуемой территории, необходимо взвесить каждое из свойств и совокупное их выражение в условиях конкретной физи­ко-географической обстановки.

Рельеф и геологические структуры:
Горные породы с характерными для них свойствами находятся в земной коре в самых разнообразных условиях залегания и различных соотношениях друг с другом, определяя геологическую структуру того или иного участка литосферы.
В результате денудации могут возникнуть формы рельефа, облик которых в значительной мере предопределён структурами, поэтому такие формы рельефа называются структурными. Таким образом, свойства  горных пород, их различная устойчивость по отношению к воздействию внешних сил находят отражение в рельефе через геологические структуры. В этом и заключается роль геологических структур как одного из важнейших факторов формирования рельефа.
Пример: Широко распространена горизонтальная структура, свойственная верхнему структурному  этажу платформ (платформенному чехлу), сложенному осадочными, реже магматическими породами. Горизонтальным структурам в рельефе соответствуют пластовые равнины, структурные плато и плоскогорья, столовые страны.
Рельеф столовых стран и плато характеризуется плоскими или слабо волнистыми междуречьями, которые резко переходят в крутые склоны речных долин и других эрозионных форм рельефа. В условиях тектонического покоя и длительного воздействия эрозионно-денудационных процессов рельеф структурных плато и столовых стран может превратиться в рельеф островных столовоостанцовых возвышенностей, в котором отрицательные формы рельефа занимают значительно большие площади, чем положительные. Рельеф столовоостанцовых возвышенностей широко развит в Африке и в ряде мест на территории бывшего СССР, например по периферии плато Устюрт.
В случае чередования (по вертикали) стойких и податливых пород, залегающих горизонтально, возникает ступенчатый рельеф. На склонах эрозионных форм при этих условиях образуются так называемые структурные террасы.
При моноклинальном залегании чередующихся стойких и по­датливых пластов под воздействием избирательной денудации вы­рабатывается своеобразный структурно-денудационный рельеф, получивший название куэстового. Куэста — грядообразная возвышенность с асимметричными склонами: пологим, совпадающим с углом падения стойкого пласта (структурный склон), и крутым, срезающим головы пластов. Размеры куэстовых гряд могут сильно варьировать в зависимости от абсолютной высоты местности и глубины эрозионного расчленения, мощности стойких и податливых пластов и углов их падения. В одних случаях это высокие горные хребты (Скалистый хребет северного склона Большого Кавказа), в других — небольшие гряды с относительными превышениями, исчисляющимися первыми десятками метров.
Влияние геологических структур на формирование рельефа их отражение в рельефе от места к месту не остается одинаковы и зависит как от соотношения взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов, так и от конкретных физико-географических условий. Наиболее четко структурность рельефа проявляется на территориях, испытывающих тектонические поднятия (где превалируют процессы денудации), особенно в условиях сухого (аридного) климата.
Понимание взаимосвязей между геологическими структурами и рельефом позволяет не только объяснить особенности морфоло­гии современного рельефа тех или иных участков земной поверх­ности, но и определить дальнейшее направление его развития, т. е. дает возможность для геоморфологического прогноза.

Рельеф и климат
Климат — один из важнейших факторов рельефообразования. Взаимоотношения между климатом и рельефом весьма разнообразны. Климат обусловливает характер и интен­сивность процессов выветривания, он же определяет в значительной мере характер денудации, так как от него зависят «набор» и степень интенсивности действующих экзогенных сил. Как указы­валось выше, в разных климатических условиях не остается по­стоянным и такое свойство горных пород, как их устойчивость по отношению к воздействию внешних сил. Поэтому в разных клима­тических условиях возникают разные, часто весьма специфичные формы рельефа. Различия в формах наблюдаются даже в том случае, когда внешние силы воздействуют на одно­родные геологические структуры, сложенные литологически сход­ными горными породами. Климат влияет на процессы рельефообразования как непосредственно, так и опосредованно, через дру­гие компоненты природной среды: гидросферу, почвенно-растительный покров и др.
Существенное влияние на процессы рельефообразования ока­зывает растительный покров, который сам является функцией климата. Так, поверхностный сток резко ослабевает или гасится совсем в условиях сомкнутого растительного покрова, при нали­чия хорошо развитой дернины или лесной подстилки даже на крутых склонах. Поверхности с разреженным растительным по­кровом или лишенные его становятся легко уязвимыми для эро­зионных процессов, а в "случае сухости рыхлых продуктов вывет­ривания— и для деятельности ветра.
Прямые и опосредованные связи между климатом и рельефом являются причиной подчинения экзогенного рельефа в определен­ной степени климатической зональности. Этим он отличается от эндогенного рельефа, формирование которого не подчиняется зо­нальности. Поэтому рельеф эндогенного происхождения называют азональным.
В начале XX в. немецкий ученый А. Пенк предпринял попытку классифицировать климаты по их рельефообразующей роли. Он выделил три основных типа климатов: 1) нивальный (лат. niva­lis— снежный), 2) гумидный (лат. humidis — влажный) и 3) арид­ный (лат. aridus — сухой). Впоследствии эта классификация была дополнена и детализирована.
Нивальный климат. Во все сезоны года характерны осадки в твердом виде и в количестве большем, чем их может растаять и испариться в течение короткого и холодного лета. Накопление снега приводит к образованию снежников и ледников. Основными рельефообразующими факторами в условиях нивального климата являются снег и лед в виде движущихся ледников. В местах, не покрытых снегом или льдом, интенсивно развиваются процессы физического (главным образом морозного) выветривания. Суще­ственное влияние на рельефообразование показывает вечная (многолетняя) мерзлота. Нивальный климат свойствен полярным областям (Антарктида, Гренландия, острова Северного Ледовито­го океана) и вершинным частям гор, поднимающимся выше снего­вой границы.
Климат субарктического пояса и резко континентальных обла­стей умеренного пояса. Субарктический климат формируется на северных окраинах Евразии и Северной Америки. Характеризует­ся он продолжительными и суровыми зимами, холодным летом, небольшим (<с300 мм) количеством осадков. Резко континен­тальный климат умеренного пояса особенно ярко выражен в Вос­точной Сибири. Для него типичны большие сезонные колебания температуры, малая облачность и относительная влажность воз­духа, небольшое (менее 300 мм в год) количество осадков, осо­бенно зимних. Климатические условия описанных областей благоприятствуют физическому (морозному) выветриванию и возникновению или сохранению образовавшихся здесь ранее (при еще более суровых климатических условиях) многолетнемерзлых пород (вечной мерзлоты), наличие которых обусловливает ряд специфи­ческих процессов, создающих своебразные формы мезо- и микро­рельефа.
Гумидный климат. В областях с гумидным климатом количе­ство выпадающих в течение года осадков больше, чем может ис­париться и просочиться в почву. Избыток атмосферной влаги сте­кает или в виде мелких струек по всей поверхности склонов, вызы­вая плоскостную денудацию, или в виде постоянных или времен­ных линейных водотоков (ручьев, рек), в результате деятельности которых образуются разнообразные эрозионные формы рельефа — долины рек, балки, овраги и др. Эрозионные формы являются до­минирующими в условиях гумидного климата. В областях с гумидным климатом интенсивно протекают процессы химического выветривания. При наличии растворимых горных пород интенсив­но развиваются карстовые процессы.
На земном шаре выделяются три зоны гумидного климата: две из них располагаются в умеренных широтах Северного и Южного полушарий, третья тяготеет к экваториальному поясу. К этому же типу климата (по характеру его рельефообразующей роли) следу­ет отнести муссонные области субтропиков и умеренных широт (восточные и юго-восточные окраины Евразии и Северной Аме­рики).
Аридный климат. Характеризуется малым количеством осад­ков, большой сухостью воздуха и высокой испаряемостью, превы­шающей во много раз годовую сумму осадков, малой облачно­стью. Растительный покров в этих условиях оказывается сильно разреженным или отсутствует совсем, интенсивно идет физическое, преимущественно температурное выветривание.
Эрозионная деятельность в аридном климате ослаблена, и главным рельефообразующим агентом становится ветер. Сухость продуктов выветривания способствует их быстрому удалению не только с открытых поверхностей, но и из трещин горных пород. В результате происходит препарировка более стойких пород, и как следствие этого в аридном климате наблюдается наиболее четкое отражение геологических структур в рельефе.
Области с аридным климатом располагаются на материках преимущественно между 20 и 30° северной и южной широты, за исключением тех частей материков, где в пределах этих широт развит муссонный климат. Аридные климаты наблюдаются и за пределами названных широт, где их формирование обусловлено размерами и орографическими особенностями материков. Так, в пределах Центральной Азии аридная зона в Северном полушарии проникает почти до 50° с. ш. Аридный климат с сопутствую­щими ему процессами рельефообразования развит вдоль запад­ных побережий Африки и Южной Америки — в несвойственных для него широтах, что обусловлено проходящими здесь вдольбереговыми холодными морскими течениями (пустыни Намиб и Атакама).
Следует отметить, что переход от одного морфологического типа климата к другому осуществляется постепенно, вследствие чего и смена доминирующих процессов экзогенного рельефообразования происходит также постепенно. На стыке двух типов климата образуются формы рельефа, характерные для обоих типов приобретающие к тому же ряд специфических особенностей. Такие переходные зоны выделяют в особые  морфологические подтип климатов. Существованию переходных зон способствует и непостоянство границ между климатическими зонами в течение года которые смещаются то к северу, то к югу вследствие наклона земной оси к плоскости эклиптики.
Изучение пространственного размещения генетических типов рельефа экзогенного происхождения и сопоставление их с современными климатическими условиями соответствующих регионов показывает, что охарактеризованная выше взаимосвязь между климатом и рельефом в ряде мест нарушается. Так, в северной половине Европы широко распространены формы рельефа, созданные деятельностью ледника, хотя в настоящее время никаких ледников здесь нет и располагается этот регион в зоне гумидного климата умеренных широт. Объясняется это «несоответствие» тем что в недавнем прошлом (в эпохи оледенений) значительная часть севера Европы была покрыта льдом и, следовательно, располагалась в зоне нивального климата. Здесь и сформировался сохранившийся до наших дней, но оказавшийся в несвойственных ему те­перь климатических условиях рельеф ледникового происхождения! Такой рельеф получил название реликтового (лат. relictus — оставленный). Изучение этого рельефа представляет большой научный интерес. Реликтовые формы рельефа наряду с осадочными горными породами и заключенными в них остатками растительных и животных организмов дают возможность судить о палеоклиматах отдельных регионов и о положении климатических зон в те или иные этапы истории развития Земли. Сохранность реликтовый форм обусловлена тем, что рельеф меняет свой облик в связи с изменением климата значительно медленнее, чем это свойственна почвенному покрову и особенно растительному и животному миру.
Следовательно, облик экзогенного рельефа ряда регионов зем­ной поверхности определяется не только особенностями современного климата, но и климата прошлых геологических эпох.
Последнее изменение: Thursday 14 May 2015, 14:58