1 курс

направление «Психолого-педагогическое образование»


Вопросы к зачету «Психология развития»


  1. Предмет и задачи психологии развития.

  2. Методологический аспект проблемы развития. Закономерности, принципы и механизмы психического развития.

  3. Общенаучные подходы в изучении психического развития: системный подход в изучении психических явлений; процессуально-динамический подход в психологии; деятельностный подход в изучении психического развития; субъектный подход в психологии развития.

  4. Понятие кризиса. Значение кризисов развития.

  5. Детерминанты развития: наследственность, среда, активность.

  6. Проблема возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сензитивности, возрастного кризиса. Проявление закономерностей развития в каждом периоде.

  7. Основные концепции возрастной периодизации психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, З.Фрейд и др.).

  8. Основные концепции возрастной периодизации психического развития человека (Д.Левинсон, Э.Эриксон и др.).

  9. Задачи развития (Р.Хейвигхерст, Э.Эриксон, Р.Пэк).

  10. Ранние теории развития: Дж.Локк, Ж-Ж.Русо.

  11. Теории развития С.Холла, А.Гезелла.

  12. Педагогические теории развития М.Монтессори, К.Д.Ушинского.

  13. Бихевиористические теории развития. Классическое и оперантное обусловливание (И.Павлов, Д.Уотсон).

  14. Теория социального научения (Б.Скиннер, А.Бандура).

  15. Теории языкового развития (Н.Хомский, Дж.Брунер, Р.Браун).

  16. Теория привязанности Д.Боулби и М.Эйнсворт.

  17. Психоаналитические теории развития (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер).

  18. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций. Л.С.Выготского.

  19. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.

  20. Теории морального развития (Ж.Пиаже, Л.Кольберг)



Научные работы к зачету:

  1. Абульханова К.А. Стратегия жизни

  2. Басов М.Я. Проблема развития человека

  3. Боулби Д. Привязанность

  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии

  5. Выготский Л.С. Проблема возраста.

  6. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка

  7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов

  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе

  9. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3–12.

  10. Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности

  11. Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства

  12. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства

  13. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспиатния

  14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического
    развития в детском возрасте

  15. Эриксон Э. Детство и общество



Последнее изменение: Friday 8 April 2016, 12:34