Ботаника – неотъемлемая часть общего биологического образования. Систематика высших растений – один из ее довольно сложных разделов, поскольку интегрирует в себе целый ряд биологических дисциплин: таксономию, анатомию и морфологию, учение о виде и эволюционное учение, биогеографию и флористику, палеонтологию и цитологию и др.
Программа по дисциплине “Ботаника с основами фитоценологии: Систематика растений и грибов” включает разделы, соответствующие пяти модулям: “Водоросли”, “Архегониальные растения”, “Цветковые растения”, “Грибы”, “Основы фитоценологии”. Программа рассчитана на 19 недели обучения: 38 часов лекций, 38 часов лабораторно-практических занятий, 72 часа полевой практики. Период обучения: 2 курс, 3-4 семестры, график изучения по учебному плану – сентябрь – июль. Комплексная полевая практика по биологии проводится после 2 курса (4 семестр – биология/химия) и после 3 курса (6 летний семестр – география/биология).
Цель курса: изучение систематического биологического многообразия растений, грибов и растительных сообществ планеты, путей их становления, роли в устойчивом существовании биосферы, значения для жизни людей и необходимости сохранения.
Задачи курса:
· ознакомиться с основными системами и принципами классификации растений и грибов;
· познать основы номенклатуры растений и грибов;
· изучить основные таксоны и их разностороннюю характеристику (уровень организации, строение, размножение, жизненный цикл, распространение);
· рассмотреть пути развития разных групп растений и грибов и связь между ними;
· ознакомиться со значением конкретных организмов в природных экосистемах и хозяйстве;
· выявить охраняемые растения и грибы, обосновать необходимость их сохранения;
· изучить типы, состав и структуру основных растительных сообществ.
Дипломированный специалист должен владеть приемами:
· наблюдения за объектами в природе;
· анализа и сравнительной характеристики таксонов;
· изготовления временных препаратов объектов;
· сбора и гербаризации (фиксации) объектов;
· определения растений с помощью определительных таблиц;
· оформления результатов изучения объектов в виде: рисунков общего вида и особенностей отдельных органов, схем циклов развития; таблиц диагностических признаков представителей систематических групп;
Текущий контроль:
· опрос, собеседование;
· выполнение контрольных и проверочных работ;
· тестирование;
· проверка отчетов.
Промежуточный контроль: зачет (3 семестр).
Итоговый контроль: экзамен (4 семестр).
Рабочая модульная программа
Технологическая карта обучения дисциплине
Карта самостоятельной работы студента
Технологическая карта рейтинга
Тематика курсовых работ
Вопросы к экзамену
Методические рекомендации для студентов
Контрольные вопросы и задания
Примерный план коллоквиума-консультации по разделам «Грибы», «Лишайники»
Контрольные работы
Тест
Список литературы