Информатизация образования:

направления, средства, технологии




Пособие для курсов повышения квалификации







Под общей редакцией С.И. Маслова











Москва

2004

УДК

ББК


Книга издана в рамках выполнения проекта

«Повышение квалификации проректоров вузов, курирующих вопросы информатизации» Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)»




Рецензенты:

докт. физ.-мат. наук, проф. В.А. Горбатов, заведующий кафедрой САПР Московского государственного горного университета, докт. философ. наук, проф. В.И. Солдаткин, директор Российского государственного института открытого образования


Авторы:

Ю.В. Арбузов, Е.А. Ахромушкин, А.В. Беляков,

В.Б. Глаголев, Т.И. А.А. Грушо, Т.И. Гусева, М.С. Заботнев,

А.И. Евсеев, А.Л. Конин, И.М. Крепков, Ю.М. Кузнецов, В.П. Кулагин, В.М. Линьков, Б.Р. Липай, С.И. Маслов,

В.Ф. Очков, А.Н. Савкин, А.Н. Седов, А.Ю. Семенов, А.Н. Симонов, Т.М. Скворцова, И.В. Станкевич, А.А. Сутченков, М.Б. Федоров


Информатизация образования: направления, средства, технологии: Учебное пособие / Под общей редакцией С.И. Маслова. – М.: Издательство МЭИ, 2004. –


В пособии представлены материалы, отражающие аспекты и проблемы информатизации образования и предназначенные для повышения квалификации проректоров, курирующих организацию разработок и применение информационных технологий в различных направлениях деятельности высших учебных заведений.

Стремление авторов довести изложение до рассмотрения практических примеров и рекомендаций, основанных на многолетнем опыте создания и применения электронных образовательных ресурсов и средств информационной поддержки управления учебным заведением, делает пособие полезным и интересным для всех, кто участвует в решении проблем информатизации образования.



ISBN

Авторы

Оглавление

Список принятых сокращений

Предисловие

Введение

Часть 1. направления информатизации образования
Глава 1. Основные направления и программы информатизации
образования
1.1. Федеральные целевые программы

1.1.1. Федеральная целевая программа «Развитие единой
образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»

1.1.2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»

1.2. Научные отраслевые программы

1.2.1. Программа «Развитие информационных ресурсов
и технологий. Индустрия образования»

1.2.2. Научная отраслевая программа «Создание системы
открытого образования»

1.3. Региональные программы информатизации образования

1.3.1. Анализ региональных программ информатизации

1.3.2. Анализ возможностей регионов в формировании и выполнении программ информатизации

1.3.3. Вуз как центр информатизации региона

1.3.4. Основные этапы разработки региональных
программ информатизации

1.3.5. Расчет затрат на подключение и сопровождение
системы доступа

1.3.6. Мониторинг образовательных ресурсов региона

1.3.7. Ресурсные центры сферы образования

Глава 2. Автоматизированные информационные системы
управления образованием
2.1. Ядро ИАИС сферы образования и центральный сегмент
корпоративной сети

2.1.1. Функциональная структура ядра ИАИС

2.1.2. Центральный сегмент корпоративной сети

2.1.3. Требования к программным платформам

2.1.4. Функциональные подсистемы ИАИС

2.2. Интегрированные автоматизированные информационные
системы образовательных учреждений

2.2.1. Архитектуры систем хранения данных

2.2.2. Перспективные программные платформы. ERP платформа

2.2.3. Сравнение ERP-систем

2.2.4. Критерии, специфичные для российских вузов

2.3. Сопряжение ИАИС образовательного учреждения с ядром
ИАИС и центральным сегментом сети

2.3.1. Требования к аппаратно-программным средствам

2.4. Безопасность информационных систем
2.5. Некоторые вопросы безопасности ядра ИАИС и центрального
сегмента сети

2.5.1. Нормативная база защиты информации

Глава 3. Повышение квалификации и переподготовка кадров
в области информационных технологий
3.1. Отраслевые программы повышения квалификации
3.2. Авторизированные центры повышения квалификации

3.2.1. Авторизованные учебные центры компании Microsoft

3.2.2. Авторизованные учебные центры Oracle

3.2.3. Курсы сетевой академии «ЛАНИТ»

3.2.4. Авторизованные учебные центры 1С

3.3. Примеры вузовских программ
Глава 4. Нормативно-правовые вопросы применения
дистанционных образовательных технологий
4.1.Комментарий к нормативно-правовым документам

4.1.1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации «Об образовании»
и Федеральный закон «О высшем и послевузовском
образовании», принятый Государственной Думой
25 декабря 2002 года

4.1.2. Временные требования, предъявляемые к образовательным
учреждениям среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования при проведении
лицензионной экспертизы и проверки их готовности
к реализации образовательных программ с использованием
в полном объеме дистанционных образовательных технологий

4.1.3. Методика применения дистанционных образовательных
технологий (дистанционного обучения) в образовательных
учреждениях высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования Российской Федерации

4.1.4. Государственные образовательные стандарты высшего
профессионального образования

4.1.5. Концепция комплексной информатизации системы
образования в Московском энергетической институте
(техническом университете)

4.1.6. Положение о грифовании электронных учебных изданий,
принятое учебно-методическим объединением вузов
по образованию в области энергетики и электротехники

4.2. Обзор разработок в области стандартизации
технологических систем в образовании

4.2.1. Международные организации, занимающиеся проблемами
информатизации образования

4.2.2. Спецификации Глобального образовательного
консорциума IMS

4.2.3. Архитектура образовательных технологических систем

4.2.4. Краткая характеристика проекта SCORM

4.2.5. Структура метаданных учебных объектов

Глава 5. Современный уровень дистанционного обучения
5.1. Отечественная и зарубежная практика дистанционного
обучения

5.1.1. Предпосылки дистанционного обучения в профессиональном
образовании

5.1.2. Анализ подходов к применению дистанционных
образовательных технологий

5.1.3. Российский опыт разработки и применения ДОТ

5.1.4. Зарубежный опыт

5.2. Сопоставление традиционных и дистанционных
образовательных технологий
5.3. Изменение образовательных ресурсов под влиянием
средств информатизации
5.4. Виды учебных занятий и средства информатизации
Часть 2. Средства информатизации образования
Глава 6. Единая образовательная информационная среда
технического университета
6.1. Информационное пространство вуза

6.1.1. Понятие информационного пространства вуза

6.1.2. Модели информационного пространства вуза

6.1.3. Концептуальная модель информационной системы управления
учебным заведением

6.2. Общие принципы построения единой образовательной
информационной среды технического вуза

6.2.1. Цели создания системы

6.2.2. Компоненты системы

6.2.3. Функциональность

6.3. Информационно-вычислительная сеть МЭИ (ТУ)
6.4. Компоненты единой образовательной информационной
среды технического вуза
6.5. Принципы организации учебного процесса в ЕОИС

6.5.1. Концепция комплексной информатизации системы
образования в вузе

6.5.2. Применение ОСЭП в учебном процессе

6.5.3. Применение ИРИС ООП для управления учебным процессом

Глава 7. Информационное обеспечение электронного обучения
7.1. Задачи информационного обеспечения в системе
преподаватель-обучаемые-администрация
7.2. Планирование доставки учебных ресурсов
7.3. Что нужно для использования сетевых технологий?
7.4. Сервисы Интернет

7.4.1. Всемирная паутина

7.4.2. Передача файлов

7.4.3. Пиринговые сети

7.5. Организация сетевого общения

7.5.1. Электронная почта

7.5.2. Группы новостей и форумы

7.5.3. Службы мгновенных сообщений

7.5.4. Потоковое вещание

7.5.5. Публикация данных

7.5.6. Организация взаимодействия в типовых ситуациях

7.6. Поиск информации в Интернет
7.7. Использование нового оборудования и технологий
7.8. Администрирование учебного процесса в условиях
применения ДОТ

7.8.1. Цели и задачи администрирования

7.8.2. Списки обучаемых

7.8.3. Проблема узнавания при дистанционном обучении

7.8.4. Шифрование данных

7.9. Управление учебными ресурсами
Глава 8. Электронные учебно-методические комплексы
8.1. Состав электронных учебно-методических комплексов
8.2. Классификации электронных образовательных ресурсов
8.3. Требования, предъявляемые к электронным учебно-
методическим комплексам
8.4. Электронные учебно-методические комплексы как
базовое средство обеспечения ДОТ
8.5. Экономические аспекты создания и использования ЭУМК
8.6. Авторские права и имущественные права на электронные
ресурсы

8.6.1. Угрозы авторским и имущественным правам

8.6.2. Пути защиты электронных ресурсов

8.7. Тенденции в развитии ЭУМК
Глава 9. Средства разработки и применения электронных
образовательных ресурсов
9.1. Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для разработки КСО
9.2. Основные виды ИС для разработки КСО
9.3. Универсальные авторские среды

9.3.1. Авторская среда «Дельфин»

9.3.2. Авторская среда «Универсальный редактор обучающих
курсов»

9.3.3. Авторская среда Macromedia Authorware

9.3.4. Авторская среда Quest

9.4. Сетевые авторские инструментальные средства

9.4.1. Система Lotus Learning Space

9.4.2. Система eLearning Office 3000

9.4.3. Система дистанционного обучения «Прометей 4»

9.4.4. Система «Батисфера»

9.4.5. Система ВСА

9.4.6. Система WebCT

9.5. Приложения общего назначения

9.5.1. Microsoft Office

9.5.2. Macromedia Dreamweaver MX

Часть 3. Технологии информатизации образования
Глава 10. Проектирование электронных учебно-методических
комплексов
10.1. Система интенсивного информатизированного обучения

10.1.1. Основные понятия

10.1.2. Педагогическая система

10.1.3. Закономерности учения

10.1.4. Постановка дидактической задачи

10.1.5. Задание целей обучения

10.1.6. Отбор и структурирование учебного материала

10.1.7. Задание требуемых уровней усвоения и исходных уровней
обученности

10.2. Психолого-педагогические основы компьютерного обучения
и проектирование педагогических систем «Компьютика»

10.2.1. Основные положения

10.2.2. Некоторые психологические предпосылки к образованию
и обучению

10.2.3. Свойства и качества личности

10.2.4. Логическая структура и учебный элемент

10.2.5. Ступени абстракции описания учебных элементов

10.2.6. Уровни усвоения знаний, умений, навыков

10.2.7. Оценка уровня усвоения, шкалы оценок

10.2.8. Автоматизация деятельности (формирование навыка)

10.2.9. Осознанность усвоения

10.2.10.Исходные данные для проектирования педагогической
системы

10.2.11.Подготовка содержания образования и целей обучения,
проверка их посильности для учащихся

10.2.12.Разработка педагогической технологии

10.2.13.Дидактические принципы обучения

10.2.14.Управление учебным процессом

10.3. Сравнительный анализ методик проектирования
педагогических систем СИИО и «Компьютика»
10.4. Когнитивные возможности современных информационных
технологий

10.4.1. Средства представления учебной информации

10.4.2. Гипертекст

10.4.3. Когнитивная графика

10.4.4. Восприятие учебной информации

10.4.5. Информационные объекты

10.4.6. Заключение

10.5. Методические требования к электронному учебно-
методическому комплексу
Глава 11. Технологии создания электронных учебников и задачников
11.1. Типы электронных учебных пособий и их специфические
особенности
11.2. Требования к электронным учебным пособиям
11.3. Необходимость разработки авторских версий ПСУН
11.4. Планирование проекта
11.5. Технологии разработки ПСУН
11.6. Состав разработчиков и распределение работ
11.7. Структурирование учебного материала, навигация,
эргономичность текста

11.7.1. Структурирование учебного материала

11.7.2. Навигация

11.7.3. Эргономичность текста

11.8. Разработка стилевого оформления
11.9. Этапы создания компьютерного продукта и сопроводительная
документация
11.10. Издательские требования к электронным изданиям
Глава 12. Лабораторный практикум
12.1. Современная концепция реализации лабораторного
практикума в техническом университете

12.1.1. Особенности технического образования

12.1.2. Объективная необходимость лабораторного практикума

12.1.3. Образовательные задачи лабораторного практикума

12.1.4. Существующие подходы к организации лабораторных
практикумов

12.1.5. Виды лабораторных практикумов

12.1.6. Формы реализации учебного лабораторного оборудования

12.2. Принципы и технологии создания автоматизированного
лабораторного оборудования нового поколения с удаленным
доступом по сети Интернет

12.2.1. Новые задачи и новые требования к автоматизированному
лабораторному оборудованию нового поколения

12.2.2. Принципы создания лабораторного оборудования нового
поколения

12.2.3. Объектный подход к построению лабораторного практикума

12.2.4. Аппаратное обеспечение

12.2.5. Программное обеспечение

12.2.6. Методическое обеспечение

12.2.7. Рекомендуемые инструментальные средства разработки
учебных лабораторий нового поколения

12.2.8. Политехническая Интернет-Лаборатория как концентратор
образовательных ресурсов в системе открытого образования

12.2.9. Специализированный портал «Политехническая Интернет-
лаборатория» как среда формирования сетевых электронных
образовательных ресурсов технических университетов

12.2.10.Пример реализации Портативной Интернет-Лаборатории
«Основы электроники»

12.3. Виртуальный лабораторный практикум

12.3.1. Недостатки, преимущества и области применения виртуальных
лабораторных практикумов

12.3.2. Краткая характеристика предметной области
электротехнического материаловедения

12.3.3. Реальный лабораторный практикум по электротехническому
материаловедению

12.3.4. Требования к виртуальному лабораторному практикуму
по электротехническому материаловедению

12.3.5. Принцип расщепленного эксперимента

12.3.6. Архитектура виртуальных лабораторных практикумов

12.3.7. Реализация ВЛП на примере виртуального лабораторного
практикума по электротехническому материаловедению

12.3.8. Организация проведения виртуальных лабораторных занятий

12.3.9. Экономика разработки виртуальных лабораторных комплексов

Глава 13. Виды, способы и технологии контроля знаний
13.1. Способы диагностики и контроля знаний, умений
и навыков (ЗУН)

13.1.1. Виды и цели контроля

13.1.2. Оценка уровня усвоения, шкалы оценок

13.1.3. Требования к подбору заданий

13.1.4. Классификация тестов

13.2. Средства ввода и анализа ответов

13.2.1. Средства обеспечения диалога

13.2.2. Ввод ответа

13.2.3. Типы ответа

13.2.4. Система анализа ответа (высказываний)

13.3. Средства диагностики и контроля ЗУН

13.3.1. Организация контроля знаний. Стратегии (алгоритмы,
сценарии) контроля

13.3.2. Генерация условий задания

13.3.3. Организация заданий, типы заданий

13.3.4. Оценка ответа (выполнения одного задания)

13.3.5. Принятие решения по результатам контроля

13.3.6. Надежность контроля

13.4. Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной
среды (ИС) для разработки компьютерных средств
тестирования и контроля знаний
13.5. Сетевая система контроля знаний

13.5.1. Вариант сетевой системы без использования web-сервера

13.5.2. Интернет версия сетевой системы тестирования

13.5.3. Структура базы вопросов

Глава 14. Математические пакеты и сайты учебной направленности
в Интернет
14.1. Математические пакеты в учебном процессе
14.2. Подготовка Mathcad-документов к публикации в Интернет
14.3. WebControls – сетевые элементы интерфейса
14.4. О комментариях
14.5. О вставках других программ
14.6. Об именах переменных и функций
14.7. Проблема объемных исходных данных
14.8. Контроль знаний через MAS
14.9. Доступ к расчетам через пароль
Глава 15. Применение технологий HTML и Adobe Acrobat для
публикации электронных изданий
15.1. Выбор целевого формата издания
15.2. Текст электронного издания
15.3. Компоновка страниц
15.4. Использование гиперссылок
15.5. Использование изображений
15.6. Требования к изданию в целом
15.7. Распределение содержания электронного учебника
по страницам электронного издания
15.8. Преобразование документов MS Word в web-страницы
15.9. Создание навигационной структуры
15.10. Использование Microsoft Front Page для создания электронных
изданий
15.11. Публикация на web-сервере и сопровождение электронного
издания
15.12. «Раскрутка» издания
15.13. Создание «монолитных» электронных изданий
на основе HTML
15.14. Публикация электронных изданий с помощью Adobe Acrobat
Глава 16. Новые технологии в информатизации образования
16.1. Географические информационные системы

16.1.1. Общие положения

16.1.2. Географические информационные системы и Интернет

16.1.3. Интеграция ГИС и Интернет-технологий

16.1.4. Технологические стратегии web-ГИС серверов

16.1.5. Интерактивный картографический Интернет-сервис

16.1.6. Функциональные требования к интерактивному
картографическому Интернет-сервису

16.1.7. Интеграция интерактивного картографического сервиса
в Интернет-порталы

16.2. Технологии оперативного анализа данных в образовательных
учреждениях

16.2.1. Определение OLAP

16.2.2. Область применения OLAP-систем

16.2.3. Многомерная модель данных

16.2.4. Технические аспекты организации данных в OLAP-системах

16.2.5. Практическое применение OLAP-систем

16.2.6. Российские компании, представляющие интересы иностранных
производителей инструментов OLAP

16.2.7. Российские производители инструментов OLAP

16.2.8. Критерии выбора OLAP-системы

Сведения об авторах

Приложения

Глоссарий