Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:
- артикуляционная гимнастика для губ, языка;
- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;
- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;
- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:
- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- чтение текста через слово.
3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;
- чтение в парах;
- групповое чтение;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;
- жужжащее чтение;
- зрительные и слуховые диктанты;
- упражнение “чтение-спринт”;
- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;
- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;
- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:
- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.
5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:
- словарная работа;
- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов.
6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:
Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера
(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).
Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером.
Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя .Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.
Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя.
|