Анализ языка художественного произведения —  вид языкового анализа; предполагает работу учащихся (под руководством учителя) по обнаружению, выделению и объяснению значения и функций изобразительно—выразительных средств языка  и стилистически нейтральной лексики. Анализ языка художественного произведения связывается с анализом его идейного содержания, с изучением индивидуальных особенностей стиля писателя.

Антиципация —  предвосхищение, предугадывание последующего звука в предшествующем или в его признаке (например, оглушение приставок  из—, воз— перед последующим глухим); умение предвосхищать, предугадывать содержание текста или книги перед чтением.

Басня — это краткий рассказ, чаще всего стихотворный, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном басенном сюжете действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери.

Былина — это вид устного народного творчества,героическая песня повествовательного характера, возникшая как выражение исторического сознания русского народа в эпоху 9—13 столетий. Мир былины — реальная русская земля, но ее изображению сопутствуют фантастические картины: богатыри бьются с чудовищами, одолевают полчища врагов, совершают героические подвиги,недоступные обычному человеку.

Драма — один из основных родов художественной литературы. Специфика драмы заключается в том, что она как правило предназначается для постановки на сцене. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия.

Загадка — вид устного творчества, замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания; задается с целью испытать сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке.

Звуковая организация речи — выполняющее определенные стилистические функции художественно—выразительное применение в прозаическом или стихотворном тексте тех или иных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксических оборотов, повторений слов и др. Наиболее частая форма звуковой организации речи — звуковые повторы (ассонанс, аллитерация, анафора, эпифора, кольцо). Звуковая организация речи создает звуковую гамму (звукопись).

Изобразительно—выразительные средства — художественно—речевые явления, создающие словесную образность повествования, прежде всего тропы, фигуры, различные способы инструментовки и ритмико—интонационной организации.

Иллюстрирование — прием творческой работы учащихся. Иллюстрации используются готовые, заранее подобранные (фотографии, репродукции картин и пр.), а также создаются самими детьми /графические и устные/.В качестве иллюстраций могут использоваться и музыкальные произведения или фрагменты.

Инсценирование (драматизация) — методический прием развития устной речи учащихся; заключается  в переработке повествовательного произведения (прозаического или поэтического) в драматическую форму, т.е. в составлении пьесы, сценария. Виды  инсценирования: чтение по ролям, составление ‘’живых
картин‘’, перестройка текста с целью драматизации, дополнение текста описанием обстановки, где происходит действие, внешности героев и пр.; постановка небольших сцен. 

Лирика — один из трех основных родов  художественной литературы. Предметом изображения в лирике является духовная жизнь лирического героя, мир его идей и чувств. Известны такие виды лирики, как политическая, пейзажная, философская, любовная, лирика дружбы, а также послание, эпиграмма, эпитафия, элегия и т.д.

Навык чтения — комплекс взаимосвязанных умений и навыков: умение понимать смысл текста,правильно прочитывать слова, навык выразительного чтения и т.д.

Пересказ — прием развития речи учащихся на основе образца. Заключается в передаче содержания прочитанного текста — художественного, научного (высокопоэтические тексты пересказывать не рекомендуется), в усвоении логики текста, композиции, средств языка — лексики, синтаксиса. Чтобы пересказ не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа. Выборочный —  вид пересказа, в котором воспроизводится какая—то одна из частных тем излагаемого текста: характеристика действующего лица, картины природы и т.д. Краткий (сжатый) пересказ — предполагает передачу лишь основного, конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей.Подробный пересказ —  передача  содержания с сохранением композиции, логики текста, синтаксиса, лексики образца. Творческий пересказ — характеризуется изменениями и дополнениями в тексте: изменением лица рассказчика, продолжением сюжета, развитием какого-либо эпизода, введением новых эпизодов, пейзажных зарисовок; перестройкой сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму; составлением рассказа по аналогии с прочитанным.

Поговорка — широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явление и дающее ему эмоционально—экспрессивную оценку. Является частью суждения.

Полноценное восприятие — способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Прибаутка — поговорочное выражение, острое или забавное словцо, сочетание слов.

Пословица — краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Существует в речи на правах целого суждения.

Рассказ — малая форма эпической прозаической литературы.

Сказка—жанр народного устно—поэтического творчества, преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Словесное рисование — это описание с помощью слов читательского образа, то есть того образа, который возник в воображении ребенка на основе прочитанного текста.

Стилистический эксперимент —  это намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь внимание  к авторскому выбору слова (пропуск или замена отдельных слов, выражений, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения).

Стихотворение — лирическое или лиро—эпическое произведение, организованное по законам стихотворной речи, присущим литературе в данный исторический период.

Считалка — рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма. В основе считалок лежит счет, с их помощью дети распределяют роли и устанавливают очередность для начала игры.

Троп —  употребление слова в переносном значении. Характеризует какое-либо явление при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову и уже непосредственно не связанных с его основным значением. Виды тропов: метафора, метонимия,эпитет, сравнение, гипербола, литота, ирония и др.

Фигуры синтаксические (или стилистические) — необычные синтаксические обороты речи, служащие ее украшению. Они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску,получая вместе с тем конкретно—выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи. К фигурам относятся: анафора, эпифора, кольцо, градация, накопление,синтаксический параллелизм, эллипсис,инверсия, риторический вопрос и т.д.

Эпизод — это отрывок, фрагмент какого—либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.

Эпос — один из трех основных родов художественной литературы.  Воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность в ее объективной сущности, в объективном ходе событий, сюжетном их развитии, обычно без вмешательства автора.

Эпические жанры: анекдот, притча; сказка, рассказ, новелла, легенда; поэма, повесть; эпопея, роман.


Последнее изменение: Tuesday 13 May 2014, 21:08