| |
I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения делятся на подгруппы:
Первая из них – логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назовите одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.
Курица, гусь, утка, индейка.
Зеленый, синий, красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Ель, сосна, кедр, осина.
Лук, огурец, морковь, яблоко.
Гриб, ландыш, ромашка, василек.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
а) У них одинаковое количество букв.
б) Они одного рода.
в) Они состоят из двух слогов.
5. Путем перестановки букв составьте слово.
Уклбо; сноас; упкс.
6. Составьте новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.
7. Разделите слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
8. К выделенному слову подберите нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи.
Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найдите четвертое слово.
а) Песня – композитор; самолет – …
(аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).
б) Школа – обучение; больница – …
(доктор, ученик, лечение, учреждение, больной).
в) Нож – сталь; стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).
г) Лес – деревья; библиотека – …
(город, здание, библиотекарь, театр, книги).
д) Утро – ночь; зима – … (мороз, день, январь, осень, сани).
Вторая подгруппа упражнений –игры со словами.
1. Найдите слово в слове.
Гроза, шутка, часовщик, газета, поднос, прищепка, кустарник, шоколадка, ярмарка.
2. Подберите пару.
а) Песня
площадь
подруга
подарок
полотенце
парикмахер
б) Загар
звонок
забор
задача
земляника
3. Закончите предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р , и т г ы р , в д р ы ы , о ы б б р.
4. Шарады.
С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.
(Кабан – чабан)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Картина)
5. Загадки.
Любые, которые подходят к теме урока.
6. Найдите животное среди строк.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Третья подгруппа упражнений –работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
1. Составьте текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока.
2. Составьте предложения (3–4) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
На реке.
Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, удочки, улов, чайки.
3. Закончите рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...
Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне...
Четвертая подгруппа упражнений –работа с текстом (в учебнике).
1. Прочитайте текст самостоятельно, ответьте на вопросы, написанные на доске.
2. Расположите вопросы по порядку содержания текста.
3. Задайте вопросы по тексту или по части текста.
4. Определите, сколько частей в тексте; есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
Докажите, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Выберите заголовок из предложенных.
Расставьте заголовки частей по порядку содержания текста.
Подберите к заглавию часть текста.
Озаглавьте части текста.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения также включают несколько подгрупп.
Первая подгруппа – упражнения на развитие внимания, памяти.
1. Назовите картинки – 5 предметов (постепенно их количество увеличивается).
Картинки расположены на доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы.
Найти, что изменилось, и т.д.
2. Опишите предмет (показать и убрать).
3. Повторите, что сказал учитель(называются попарно шесть слов, сходных по звучанию).
Бочка – точка, бабушка – бабочка,
кошка – ложка.
4. Выберите слова с данным звуком (чтение четверостишия, предложений, текста).
5. Подберите названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
6. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
7. Выберите предмет, в названии которого ударение падает на 1й слог (2й, 3й) (показать предметы).
8. Выберите слова, в которых два слога (один, три и т. д.). Произнесите 8–10 слов.
9. Повторите скороговорку, предложение, текст.
10. Заучивание четверостиший.
Вторая подгруппа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель, мыл – мыль, мал – мял.
Мышка – мошка – мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех,
мышка – камыш, марка – рамка, марш –
шрам, масло – смола, мошкара –
ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев;
красное, белое, голубое, черное, желтое; кукла, мама, папа, лапа,ложка.
4. Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
III. Упражнения для развития выразительности чтения.
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3. Упражнения для дыхания.
4. Упражнения для развития голоса.
5. Упражнения для дикции.
6. Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мчимся наперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
7. Чтение по ролям, в лицах.
8. Использование «памятки»:
Представь себе то, о чем читаешь;
подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.
Читай четко слова и окончания.
Выделяй голосом важные мысли,
учитывай знаки препинания.
Кроме работы с учебником, регулярно использую на уроках чтение детской художественной литературы,
которая расширяет представления
учеников об окружающей действительности, совершенствует технику чтения, способствует полноценному восприятию текста произведений в
соответствии с их жанрово видовыми особенностями. Все учащиеся являются читателями библиотеки. На ее
базе создан клуб «Буратино», цель которого – воспитание любви к книге.
У клуба есть свой девиз:
Чтоб в жизни человеком стать,
Учись писать, учись читать.
Никак не может ученик
На свете жить без добрых книг.
С. Михалков
Без поддержки и помощи родителей учителю не обойтись. Чем больше родители общаются с детьми, живут
их интересами, делами, тем быстрее складываются их взаимоотношения, прочнее и качественнее идут процессы обучения и воспитания. Сплав опыта и знаний учителя и мудрость родителей, которая передавалась им из поколения в поколение, – это и есть залог успеха в учебном процессе.
При встрече с родителями на собраниях, в индивидуальных беседах стараюсь прививать им интерес к совместному с детьми чтению, выбору детской литературы, громкому чтению вслух, обсуждению произведений, ведению читательских дневников,
бережному отношению к книге.
|